Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 13. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни
План: 1. Функции и роль интеллигенции в обществе 2. Влияние экономических реформ на структуру интеллигенции 3. Исследования интеллигенции в общественной и зарубежной науке Основные положения: Подходы к описанию интеллигенции. Исследования интеллигенции в отечественной и зарубежной науке. Исследования технической интеллигенции. Изучение проблем инженерного труда. Классификация интеллигенции. Источники пополнения интеллигенции. Социальные источники пополнения интеллигенции. Саморекрутирование интеллигенции. Самовоспроизводство слоя интеллигенции. Влияния экономических реформ на изменения в структуре интеллигенции. Функции и роль интеллигенции в обществе. Статусные позиции интеллигенции в обществе. Модели поведения в среде интеллигенции. Маргинальность русской интеллигенции. Экономическое положение интеллигенции в российском обществе. Интеллигенция как носитель культуры в российском обществе. Политика властей в отношении интеллигенции. Политические ориентации российской интеллигенции. Особенности сознания интеллигенции. Роль интеллигенции в общественных преобразованиях. Основные понятия: интеллигенция, классификация интеллигенции, маргинальность русской интеллигенции, самовоспроизводство интеллигенции, саморекрутирование интеллигенции, техническая интеллигенция Проблемы для обсуждения: Политика властей в отношении интеллигенции. Политические ориентации российской интеллигенции. Роль интеллигенции в общественных преобразованиях. Вопросы для самоконтроля: Какие функции выполняет интеллигенция в обществе? Кто ввел в научный обиход понятие «интеллигенция»? Что понимают под «саморекрутированием интеллигенции»? Литература: Основная: Социальное положение ученых России – М., 1995 Попова И.Г. Профессиональный статус научных работников – вариации поведения// Социс. 2001. № 12 Наумова Т.В. Ориентиры сохранения науки в России// Социс. 2001. № 12 Лапаева В.В. Российская наука в новом социальном контексте: пути самоопределения// Социс. 2001. № 12 Дополнительная: Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки// Социс, 1996. № 6 Розов Н.С. О моделях университета в современной России// Социс. 2007. № 10. С.71-75 Барчкуте О.А., Галинене Б.А., Марчинскас А.Ю., Матулионис А.В.-А. Университетское образование в Литве в контексте трансформации// Социс. 2007. № 10. С.75-80 Зуева Д.С., Карпенко О.М., Крутий И.А. Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры//Социс. 2007. № 10. С.80-85
Лекция 14. Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни План: 1. Молодежь как социально-демографическая группа 2. Молодежная субкультура 3. Роль СМИ на развитие ценностных ориентаций молодежи Основные положения: Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития. Качественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей. Трудности социализации и социальной адаптации молодежи в эпоху перестройки и демократизации. Духовно-идеологические искания молодежи: интересы, основные ценности и нормы социального поведения. Перспективы развития духовной жизни молодежи, ее политических ориентаций, художественного вкуса и стиля повседневной жизнедеятельности. Основные понятия: молодежная субкультура, молодежь, стиль жизнедеятельности. Проблемы для обсуждения: Проблемы социализации и социальной адаптации молодежи в современном российском обществе Перспективы развития духовной жизни молодежи Вопросы для самоконтроля: Социологи называют тинэйджеров «подростками смутного времени». Кто ввел этот термин? Раскройте его смысловое содержание. Какие группы молодежи относят к группам риска? Что понимают под ролевым бесправием подростков? Литература: Основная: Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления// Социс. 2005. № 2 Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества// Социс. 2005. № 9 Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов// Социс. 2007. № 9. С.147-149 Дополнительная: Исхакова Н.С. , Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи// Социс. 2006. № 6 Авраамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания// Социс. 2005. № 9 Киселев А.В. Знаково-психологические мотивы граффити и молодежной субкультуры// Социс. 2005. № 9 Щепиньская Т.Б. Символика молодежной культуры. СПб., 1993 Могиличак Е.Л. Экономические организации студенчества – из взаимосвязи и методы формирования// Социс. 2005. № 10 Юдин В.В. Вера в колдовство – проявление обыденного сознания молодежи// Социс. 2007. № 10. С. 118-121 Лекция 15. Современные тенденции в духовной жизни личности План: 1.Переориентация духовной жизни от социоцентризма к человеко-центристским достижениям. 2.Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России. 3. Образы человека в современной западноевропейской культуре как детерминанты стиля социализации личности. Основные положения: Переориентация духовной жизни от социоцентризма к человеко-центристским достижениям. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России. Образы человека в современной западноевропейской культуре как детерминанты стиля социализации личности. Личностно-ориентирующие координаты: коллективизм, индивидуализм, открытость переменам, консервативность по отношению к социальным изменениям, отчужденность и пр. Основные понятия: индивидуализм, коллективизм, консервативность, отчужденность, социоцентризм Проблемы для обсуждения: Ценностно-нормативные ориентации в современном российском обществе Личностно-ориентирующие координаты в современном обществе Вопросы для самоконтроля: Что понимают под социальной аномией? Какие идеалы могли бы стать цементирующей силой единения прогрессивной российской общественности? Литература: Основная: Соколов В.М. Толерантность: сотсояние и тенденции// Социс. 2003. № 8 Хахулина Л. Труд в системе жизненных ориентаций российского населения// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 5. С.27-37 Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи// Социс. 2006. № 12. С. 56-64 Дополнительная: Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности// Социс. 2003. № 12 Акчурин Б.Г.Духовное здоровье сельского населения Башкортостана// Социс. 2001. № 12 Анашкина Г.П. Досуг интеллигенции в Ульяновске// Социс. 2001. № 12 Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор//Социс. 2006. № 12. С.98-104 РАЗДЕЛ 4 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ) |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |