Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 13. Исследование эволюции и роли интеллигенции в социологии духовной жизни




План:

1. Функции и роль интеллигенции в обществе

2. Влияние экономических реформ на структуру интеллигенции

3. Исследования интеллигенции в общественной и зарубежной науке

Основные положения:

Подходы к описанию интеллигенции. Исследования интеллигенции в отечественной и зарубежной науке. Исследования технической интеллигенции. Изучение проблем инженерного труда. Классификация интеллигенции.

 Источники пополнения интеллигенции. Социальные источники пополнения интеллигенции. Саморекрутирование интеллигенции. Самовоспроизводство слоя интеллигенции. Влияния экономических реформ на изменения в структуре интеллигенции.

Функции и роль интеллигенции в обществе. Статусные позиции интеллигенции в обществе. Модели поведения в среде интеллигенции. Маргинальность русской интеллигенции. Экономическое положение интеллигенции в российском обществе. Интеллигенция как носитель культуры в российском обществе. Политика властей в отношении интеллигенции. Политические ориентации российской интеллигенции. Особенности сознания интеллигенции. Роль интеллигенции в общественных преобразованиях.

Основные понятия: интеллигенция, классификация интеллигенции, маргинальность русской интеллигенции, самовоспроизводство интеллигенции, саморекрутирование интеллигенции, техническая интеллигенция

Проблемы для обсуждения:

Политика властей в отношении интеллигенции.

Политические ориентации российской интеллигенции.

Роль интеллигенции в общественных преобразованиях.

Вопросы для самоконтроля:

Какие функции выполняет интеллигенция в обществе?

Кто ввел в научный обиход понятие «интеллигенция»?

Что понимают под «саморекрутированием интеллигенции»?

Литература:

Основная:

Социальное положение ученых России – М., 1995

Попова И.Г. Профессиональный статус научных работников – вариации поведения// Социс. 2001. № 12

Наумова Т.В. Ориентиры сохранения науки в России// Социс. 2001. № 12

Лапаева В.В. Российская наука в новом социальном контексте: пути самоопределения// Социс. 2001. № 12

Дополнительная:

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки// Социс, 1996. № 6

Розов Н.С. О моделях университета в современной России// Социс. 2007. № 10. С.71-75

Барчкуте О.А., Галинене Б.А., Марчинскас А.Ю., Матулионис А.В.-А. Университетское образование в Литве в контексте трансформации// Социс. 2007. № 10. С.75-80

Зуева Д.С., Карпенко О.М., Крутий И.А. Специфика мегауниверситетов как современной образовательной инфраструктуры//Социс. 2007. № 10. С.80-85

 

Лекция 14. Духовная жизнь молодежи и ее место в исследовательской проблематике социологии духовной жизни

План:

1. Молодежь как социально-демографическая группа

2. Молодежная субкультура

3. Роль СМИ на развитие ценностных ориентаций молодежи

Основные положения:

Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежная субкультура: индикаторы и показатели ее состояния и развития. Качественные индикаторы состояния духовной жизни и культуры молодежи: затраты времени и денежных средств на удовлетворение духовных потребностей.

Трудности социализации и социальной адаптации молодежи в эпоху перестройки и демократизации. Духовно-идеологические искания молодежи: интересы, основные ценности и нормы социального поведения. Перспективы развития духовной жизни молодежи, ее политических ориентаций, художественного вкуса и стиля повседневной жизнедеятельности.

Основные понятия: молодежная субкультура, молодежь, стиль жизнедеятельности.

Проблемы для обсуждения:

Проблемы социализации и социальной адаптации молодежи в современном российском обществе

Перспективы развития духовной жизни молодежи

Вопросы для самоконтроля:

Социологи называют тинэйджеров «подростками смутного времени». Кто ввел этот термин? Раскройте его смысловое содержание.

Какие группы молодежи относят к группам риска?

Что понимают под ролевым бесправием подростков?

Литература:

Основная:

Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления// Социс. 2005. № 2

Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества// Социс. 2005. № 9

Козина Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов// Социс. 2007. № 9. С.147-149

Дополнительная:

Исхакова Н.С. , Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи// Социс. 2006. № 6

Авраамова Е.М., Шабунова А.А., Логинов Д.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания// Социс. 2005. № 9

Киселев А.В. Знаково-психологические мотивы граффити и молодежной субкультуры// Социс. 2005. № 9

Щепиньская Т.Б. Символика молодежной культуры. СПб., 1993

Могиличак Е.Л. Экономические организации студенчества – из взаимосвязи и методы формирования// Социс. 2005. № 10

Юдин В.В. Вера в колдовство – проявление обыденного сознания молодежи// Социс. 2007. № 10. С. 118-121

Лекция 15. Современные тенденции в духовной жизни личности

План:

1.Переориентация духовной жизни от социоцентризма к человеко-центристским достижениям.

2.Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России.

3. Образы человека в современной западноевропейской культуре как детерминанты стиля социализации личности.

Основные положения:

Переориентация духовной жизни от социоцентризма к человеко-центристским достижениям. Коллективизм и индивидуализм в ценностно-нормативной ориентации личности в современной России.

Образы человека в современной западноевропейской культуре как детерминанты стиля социализации личности. Личностно-ориентирующие координаты: коллективизм, индивидуализм, открытость переменам, консервативность по отношению к социальным изменениям, отчужденность и пр.

Основные понятия: индивидуализм, коллективизм, консервативность, отчужденность, социоцентризм

Проблемы для обсуждения:

Ценностно-нормативные ориентации в современном российском обществе

Личностно-ориентирующие координаты в современном обществе

Вопросы для самоконтроля:

Что понимают под социальной аномией?

Какие идеалы могли бы стать цементирующей силой единения прогрессивной российской общественности?

Литература:

Основная:

Соколов В.М. Толерантность: сотсояние и тенденции// Социс. 2003. № 8

Хахулина Л. Труд в системе жизненных ориентаций российского населения// Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2006. № 5. С.27-37

Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи// Социс. 2006. № 12. С. 56-64

Дополнительная:

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности// Социс. 2003. № 12

Акчурин Б.Г.Духовное здоровье сельского населения Башкортостана// Социс. 2001. № 12

Анашкина Г.П. Досуг интеллигенции в Ульяновске// Социс. 2001. № 12

Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор//Социс. 2006. № 12. С.98-104



РАЗДЕЛ 4

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...