Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 7. Концепции личности.
Воспитание – функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей опыта предшествующих поколений; процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый под воздействием социальных институтов личность– устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида и включающих его в систему социальных отношений маргинальная личность – понятие, введенное Р.Парком для обозначения социально-психологических последствий адаптации к чужеродным культурным стандартам; индивид, который интериоризировав ценности двух или более социокультурных систем, испытывает дискомфортные чувства маргинальное поведение – поведенческие особенности маргинальной личности (девиантность, пассивность, агрессивность, аморальность и т.д.), проявляющиеся на уровне межиндивидуальных отношений. маргинальное сознание – «разорванность» сознания маргиналов, порождаемая усвоением ценностей двух социокультурных систем развитие – динамика экономических, социальных, духовных, политических процессов, развертывающихся в обществе. ролевой набор личности социализация- процесс становления личности; обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу социальные ценности – 1) значимость предметов и явлений с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества; 2) нравственные и эстетические императивы, выработанные человечеством и являющиеся продуктом общественного сознания; 3) фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития общества стадии социализации – периоды в развитии человека (дотрудовой, трудовой, послетрудовой) статусная теория личности – теории (Р.Линтона, Т. Шибутани, Ф.Мерилла и др.), являющиеся составной частью теории социальной стратификации, ценностные ориентации личности – высшие смыслы, определяющие нормы поведения людей и их смысложизненные цели
Тема 8. Формы общественного сознания виды сознания – система духовных способов отношения людей к миру и самим себе (обыденное и теоретическое) идеология - система идей, выражающая интересы и мировоззрение представителей какого-либо класса, общества, движения консенсус– согласие, основанное на сходстве взглядов или ориентаций относительно значимых ценностей, норм, правил поведения, ролей, отношений власти и т.д. между индивидами, социальными группами и общностями, являющиеся важным фактором функционирования и поддержания стабильности в обществе общечеловеческие ценности – социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством людей; свобода личности Формы общественного сознания – специфические способы отражения общественного бытия, возникающие в процессе жизнедеятельности различных групп и общностей (политическое, правовое, экономическое, экологическое, космическое, мораль, религия, наука, искусство, философия и т.д.)
Тема 9. Типы и уровни общественного сознания Обыденное сознание –сознание людей в их повседневной жизни, характеризующееся спонтанностью Общественная идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных групп, классов, обществ Общественное сознание –отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом тип сознания – совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения уровни сознания общества – общественная психология и общественная идеология Тема 10. Ментальные структуры общественного сознания массовое сознание – тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей и отражающий различные стороны жизни общества, вызывающий интерес этих общностей менталитет – совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявления общественная память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности социальная психология – наука о психологических причинах, механизмах и закономерностях поведения людей в группах и общностях, а также о психологических характеристиках людей, групп и общностей социальные традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени социальный опыт – совокупность знаний и умений, приобретенных на основе и в процессе практического взаимодействия индивида с миром социальный характер (по Д. Рисмену) – та часть характера, которая является общей для близкого окружения индивида. Его «значимых других» и формируется под влиянием социальных детерминант Тема 11. Проблемы образования в социологии духовной жизни Непрерывное образование – целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки образование – социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные формы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества образовательные барьеры – социальные условия, затрудняющие доступ к образованию определенным социальным группам и являющиеся механизмами социальной дифференциации система образования – совокупность различных форм и уровней приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, приобретаемых индивидом в процессе обучения в специальных учебных заведениях уровни образования – в зависимости от объема и характера знаний различают начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное) образование формы образования – в зависимости от содержания различают техническое, гуманитарное, естественнонаучное и социальное образование эффективность образования – обобщающая характеристика, отражающая соотношение между затратами на образование и достигнутыми результатами
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 187. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |