Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 7. Концепции личности.




План:

1.Анализ понятий «личность», «диспозиции личности», «ценностные ориентации личности», «социализация».

2.Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули, Дж. Мида

      3.Ролевая теория личности в концепциях Морено, Парсонса, Липтона

Основные положения:

 Теория зеркального «Я» Ч.Х. Кули и Дж. Мида. Ролевая теория личности в концепциях Я.Л. Морено, Т. Парсонса, Р. Липтона. Статусная теория личности.

Анализ смыслового содержания понятий «формирование», «развитие», «воспитание», «социализация» личности. Инструменты социализации. Стадии и этапы социализации личности. Значение и роль духовной сферы в социализации личности. Статусный набор личности. Ролевой набор личности. Социологические исследования по проблемам (трудового, нравственного, политического) воспитания личности. Социальные ценности и ценностные ориентации личности. Диспозиции личности по В.А. Ядову. Социологические исследования общественного сознания. Маргинальное сознания и поведение.

Основные понятия: воспитание, диспозиции личности, зеркальное «Я». инструменты социализации, личность, маргинальное поведение, маргинальное сознание, развитие, ролевой набор личности, социализация, социальные ценности, стадии социализации, статусная теория личности, статусный набор личности, формирование,        ценностные ориентации личности, этапы социализации

Проблемы для обсуждения:

Маргинализация сознания и поведения в своременном российском обществе

Социальные ценности и ценностные ориентации личности

Вопросы для самоконтроля:

 

Литература:

Основная:

Социализация/ Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. С.94-129

Человеческая личность/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С.40-59

Культура и личность/ Фролов С.С. Социология – М.: Логос, 1996. С.43-126

Дополнительная:

Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: издат. корпорация «Логос», 1999. С. 11-131

Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С.3-46

Личность/ Основы социологии: курс лекций. – М., 1993 с.211-256

Социология личности/Социология: учебник для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.254-266

 

 

Лекция 8. Типы и уровни общественного сознания

План:

1. Тип и типология общественного сознания

2. Уровни общественного сознания

3. Идеология и сознание личности: проблема взаимодействия

Основные положения:

Понятие «тип сознания» и типология сознания в обществе. Сознание мифологическое, утопическое, идеологическое, тоталитаристское , ааторитаристское, рационалистическое, научное сознание, сознание «здравого смысла», религиозное и консервативное сознание.

Уровни сознания общества: теоретический и обыденный, сознание донаучное, научное, вненаучное. Проблема общественной идеологии в социальной философии. Идеология как ложное сознание (К, Маркс) . Идеология как теоретическое систематизированное сознание общественного класса (В.И.Ленин). Идеология как ценностное сознание (Т.Гайгер, Г.Альберт). Идеология как теоретизированные взгляды класса, добившегося господства (К.Мангейм). Идеология как социальная технология (Р.Дарендорф). Идеология и утопия (Д.Белл). Роль идеологии в жизни общества. Идеология и сознание личности: проблема взаимодействия.

Основные понятия: тип сознания, типология сознания, уровни сознания общества, идеология

Проблемы для обсуждения:

Роль идеологии в жизни общества

Вопросы для самоконтроля:

Что понимают под типом сознания?

Назовите уровни общественного сознания

Литература:

Основная:

Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171

Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267

Дополнительная:

Рассадина Е.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период// Социс. 2006. № 9

Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытания переменами// Социс. 2005. № 11

Багиров Б.Б., Ковалева М.М. Журналистика и политика// Социс. 2001. № 8

 

Лекция 9. Ментальные структуры общественного сознания

План:

1. Понятие менталитета

2. Социальная психология как общественное явление

3. Проблемы изучения общественного сознания

Основные положения:

Понятие менталитета. Менталитет как специфический, устойчивый тип сознания социальных, национальных, религиозных структур. Социальная психология как общественное явление и наука. Психология социальных слоев, классов, групп. Психология коллектива и психология толпы. Социальный характер (Э.Фромм). Общественная память, социальные традиции, социальный опыт. Массовое сознание, его специфика и роль в обществе. Общественное мнение.

Основные понятия: массовое сознание, менталитет, общественная память, общественное мнение, психология социальных слоев, социальная психология, социальные традиции, социальный опыт, социальный характер

Проблемы для обсуждения:

Особенность менталитета россиян

Толпа как объект исследования: проблемы изучения

Вопросы для самоконтроля:

Что такое менталитет?

Как вы понимаете понятие «мультикультурность»?

Литература:

Основная:

Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171

Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267

Дополнительная:

Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства// Социс. 2007. № 9. С.38-44

Сикорская Л.Е. Толерантсность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы// Социс. 2007. № 9. С.52-58

Магун В., Руднев М. Жизненные ценности населения Украины: сравнение с 23 другими европейскими странами// Вестник общественного мнения. С.2. 2007. № 4. С.39-58 

Даниленко О.А. Язык конфликта как объект лингвосоциологии// Социс. 2006. № 4

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...