Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 10. Проблемы образования в социологии духовной жизни
План: 1. Образование как предмет социологического исследования 2. Диверсификация современного образования 3. Проблема реформирования образования, и ее результативность Основные положения: Становление социологии образования. Предмет исследования социологии образования. Задачи социологии образования. Система образования. Структура системы образования. Формы и уровни системы народного образования. Проблемы и перспективы развития системы образования. Эффективность и качество образования. Уровень знаний. Актуальные проблемы социологии образования. Противоречия в сфере образования. Поиск оптимальных путей развития образования. Основные понятия: задачи образования, качество образования, образование, система образования, структура образования, уровень знаний, уровни образования, формы образования, эффективность образования Проблемы для обсуждения: Состояние духовности молодежной субкультуры россиян. Проблемы и перспективы развития системы образования Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества Вопросы для самоконтроля: Что такое бакалавриат? Магистратура? Что понимают под двухуровневой подготовкой? Что такое социальный заказ применительно к сфере образования? Кто является заказчиком? Литература: Основная: Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459 Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132 Покровский Н.Е. Что происходит с гуманитарным образованием// Социс. 2006. № 12. С.95-98 Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире// Социс. «005. № 2 Дополнительная: Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131 Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195 Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314 Руткевич М.Н. Динамика образованности населения России ХХ в.// Социс. 2007. № 10(282). С.5-14 Лекция 11. Проблемы культуры в социологии духовной жизни План: 1. Культура как предмет изучения в социологии духовной жизни 2. Способы проявления культуры 3. Проблема мультикультурности Основные положения: Культура как предмет изучения в социологии духовной жизни. Подходы к трактовке культурологических проблем. Становление предмета исследований культуры. Способы проявления культуры: культура как мера общественного прогресса; культура как степень воплощения гуманистических ценностей; культура как форма преемственности духовных ценностей. Связь культуры с творческой деятельностью Проблемы сочетания мировой и национальной культур. Материальная обеспеченность культурных и духовных потребностей. Духовные ценности как основная категория социологии культуры. Ценностные установки и их изменение. Ценностное отношение человека к природе и обществу. Эстетические параметры развития культуры. Типология культур. Отрасли культуры: политическая, профессиональная, педагогическая и др. Национальные и этнические типы культур. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Духовная и материальная культуры. Экономическая культура: культура производства, культура распределения, культура потребления, культура обмена, культура управления, культура труда. Политическая культура, ее содержание. Показатели уровни развития политической культуры в обществе, гражданские и политические права, парламентская и непарламентская лексика общения. Профессиональная культура. Уровень профессиональной культуры. Квалификация: формальная и реальная. Основные понятия: культура, культура потребления, культура производства, культура распределения, культурные потребности, культурологические проблемы, отрасли культуры, профессиональная культура, типология культур, формы культуры, ценностное отношение, ценностные установки Проблемы для обсуждения: Уровень материальной обеспеченности культурных и духовных потребностей в советском и современном российском обществе Уровень развития политической культуры в современном российском обществе Вопросы для самоконтроля: Верно ли, что народная культура создается профессионалами? Можно ли отождествлять понятия «национальная культура» и «этническая культура»? Назовите формы культуры Перечислите показатели уровня развития политической культуры, соотнесите их с уровнем политической культуры видных политиков Литература: Основная: Культура/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994 с.40-69 Культура и личность/ Там же. С.43-126 Социология культуры/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. С.377-402 Культура/ Кравченко А.и. Введение в социологию. – М.:Новая школа, 1995. С.32-55 Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры// Социс. 2006. № 7 Дополнительная: Культура и язык/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. = Екатеринбург: Деловая книга; М.: издательская корпорация «Логос», 1999. С. 158-181 Культура/ Основы социологии: курс лекций – М., 1993. С.149-210 Социология культуры/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 190-201 Лекция 12. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества План: 1. Роль СМИ в духовной жизни современного общества 2. Возможности Интернета и Рунета для развития человека 3. Исследование деятельности СМИ Основные положения: Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание: современные тенденции. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности. Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Анализ источников информации. Социальные причины дезинформации населения. «Информационная война»: цели и этапы. Основные понятия: виртуальные миры, глобализация виртуальной реальности, дезинформация населения, Интернет, «Информационная война», массовое сознание, общественное сознание Проблемы для обсуждения: Социальные причины дезинформации населения Вирутальные миры и их воздействие на общественное сознание Вопросы для самоконтроля: Что такое «информационная война»? Кто является ее участниками? Что такое net-этика? Какие компоненты включаются в формулу Лассуэла? Литература: Основная: Социология общественного мнения/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.195-295 СМИ и социальное поведение/ Маерс Д. Социальная психология – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С.237-246 Шариков А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения// Социс. 2006. № 10. Дополнительная: Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции – М: Рип-Холдинг, 2003 Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность. Каналы, действия. – М.:Рип-Холдинг, 2003 Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации- СПб.: Питер, 2005 Романович Н.А. Региональные СМИ: возможности и проблемы// Социс.2006. № 4 Халий И.А. СМИ и гражданское общество: взгляд из региона// Социс. 2006. № 10 Черкасов Р.В. СМИ и общественное мнение о милиции// Социс. 2006. № 4 Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена// Социс. 2001. № 8
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |