Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 10. Проблемы образования в социологии духовной жизни




План:

1. Образование как предмет социологического исследования

2.  Диверсификация современного образования

3. Проблема реформирования образования, и ее результативность

Основные положения:

Становление социологии образования. Предмет исследования социологии образования. Задачи социологии образования. Система образования. Структура системы образования. Формы и уровни системы народного образования. Проблемы и перспективы развития системы образования. Эффективность и качество образования. Уровень знаний. Актуальные проблемы социологии образования. Противоречия в сфере образования. Поиск оптимальных путей развития образования.

Основные понятия: задачи образования, качество образования, образование, система образования, структура образования, уровень знаний, уровни образования, формы образования, эффективность образования

Проблемы для обсуждения:

Состояние духовности молодежной субкультуры россиян.

Проблемы и перспективы развития системы образования

Переход на двухуровневую подготовку и его возможные последствия для студентов и общества

Вопросы для самоконтроля:

 Что такое бакалавриат? Магистратура?

Что понимают под двухуровневой подготовкой?

Что такое социальный заказ применительно к сфере образования? Кто является заказчиком?

Литература:

Основная:

Образование/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994. С. 427-459

Социология образования/ Основы социологии: курс лекций. – М.: Знание России, 1994. С. 118-132

Покровский Н.Е. Что происходит с гуманитарным образованием// Социс. 2006. № 12. С.95-98

Демиденко Э.С. Перспективы образования в меняющемся мире// Социс. «005. № 2

Дополнительная:

Социализация/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Издат. корпорация «Логос», 1999 . С.11-131

Социология молодежи/ Маршак А.Л.Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. С.178-195

Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.300-314

Руткевич М.Н. Динамика образованности населения России ХХ в.// Социс. 2007. № 10(282). С.5-14

Лекция 11. Проблемы культуры в социологии духовной жизни

План:

1. Культура как предмет изучения в социологии духовной жизни

2. Способы проявления культуры

3. Проблема мультикультурности

Основные положения:

Культура как предмет изучения в социологии духовной жизни. Подходы к трактовке культурологических проблем. Становление предмета исследований культуры. Способы проявления культуры: культура как мера общественного прогресса; культура как степень воплощения гуманистических ценностей; культура как форма преемственности духовных ценностей.

Связь культуры с творческой деятельностью Проблемы сочетания мировой и национальной культур. Материальная обеспеченность культурных и духовных потребностей.

Духовные ценности как основная категория социологии культуры. Ценностные установки и их изменение. Ценностное отношение человека к природе и обществу. Эстетические параметры развития культуры.

Типология культур. Отрасли культуры: политическая, профессиональная, педагогическая и др. Национальные и этнические типы культур. Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Духовная и материальная культуры. Экономическая культура: культура производства, культура распределения, культура потребления, культура обмена, культура управления, культура труда. Политическая культура, ее содержание. Показатели уровни развития политической культуры в обществе, гражданские и политические права, парламентская и непарламентская лексика общения. Профессиональная культура. Уровень профессиональной культуры. Квалификация: формальная и реальная.

Основные понятия: культура, культура потребления, культура производства, культура распределения, культурные потребности, культурологические проблемы, отрасли культуры, профессиональная культура, типология культур, формы культуры, ценностное отношение, ценностные установки

Проблемы для обсуждения:

Уровень материальной обеспеченности культурных и духовных потребностей в советском и современном российском обществе

Уровень развития политической культуры в современном российском обществе

Вопросы для самоконтроля:

Верно ли, что народная культура создается профессионалами?

Можно ли отождествлять понятия «национальная культура» и «этническая культура»?

Назовите формы культуры

Перечислите показатели уровня развития политической культуры, соотнесите их с уровнем политической культуры видных политиков

Литература:

Основная:

Культура/ Смелзер Н. Социология – М.: Феникс, 1994 с.40-69

Культура и личность/ Там же. С.43-126

Социология культуры/ Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002. С.377-402

Культура/ Кравченко А.и. Введение в социологию. – М.:Новая школа, 1995. С.32-55

Яницкий О.Н. Экологическая парадигма как элемент культуры// Социс. 2006. № 7

Дополнительная:

Культура и язык/ Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. = Екатеринбург: Деловая книга; М.: издательская корпорация «Логос», 1999. С. 158-181

Культура/ Основы социологии: курс лекций – М., 1993. С.149-210

Социология культуры/ Социология: учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 190-201

Лекция 12. Роль СМИ в духовной жизни информационного общества

План:

1. Роль СМИ в духовной жизни современного общества

2. Возможности Интернета и Рунета для развития человека

3. Исследование деятельности СМИ

Основные положения:

Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы и их воздействие на общественное и массовое сознание: современные тенденции. Глобализация виртуальной реальности в системе Интернет: природа новой реальности, ее возможности для развития личности человека. Соотношение глобальных и локальных духовных процессов. Возможные негативные последствия воздействия дальнейшей виртуализации на процессы социализации личности.

Методы анализа деятельности СМИ: формула Лассуэла. Анализ источников информации. Социальные причины дезинформации населения. «Информационная война»: цели и этапы.

Основные понятия: виртуальные миры, глобализация виртуальной реальности, дезинформация населения, Интернет, «Информационная война», массовое сознание, общественное сознание

Проблемы для обсуждения:

Социальные причины дезинформации населения

Вирутальные миры и их воздействие на общественное сознание

Вопросы для самоконтроля:

Что такое «информационная война»? Кто является ее участниками?

Что такое net-этика?

Какие компоненты включаются в формулу Лассуэла?

Литература:

Основная:

Социология общественного мнения/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.195-295

СМИ и социальное поведение/ Маерс Д. Социальная психология – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С.237-246

Шариков А.В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения// Социс. 2006. № 10.

Дополнительная:

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции – М: Рип-Холдинг, 2003

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность. Каналы, действия. – М.:Рип-Холдинг, 2003

Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации- СПб.: Питер, 2005

Романович Н.А. Региональные СМИ: возможности и проблемы// Социс.2006. № 4

Халий И.А. СМИ и гражданское общество: взгляд из региона// Социс. 2006. № 10

Черкасов Р.В. СМИ и общественное мнение о милиции// Социс. 2006. № 4

Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена// Социс. 2001. № 8

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...