Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 4. Феномен духовной жизни
План: 1. Структура духовной жизни 2. Ценностно-нормативная система координат и ее роль в идейно-нравственной жизни 3. Формы общественного сознания и духовность человека Основные положения: Ментальность, ее природа в структуре сознания. Экономическая, политическая, интеллектуально-духовная и физическая сила в структуре духовной жизни. Варианты их взаимодействия в исторических типах социальности. Интеллектуально-духовная сила и ее производные как компоненты духовной жизни. Роль ценностно-нормативной системы координат в идейно-нравственной жизни. Функции теоретических парадигм в общественной жизни. Художественные стили (парадигмы), ихисторическая эволюция. Основные понятия: исторические типы социальности, интеллектуально-духовная сила, ментальность, структура сознания, ценностно-нормативная система, художественные стили (парадигмы) Проблемы для обсуждения: 1. Ментальность, ее природа в структуре сознания 2. Функции теоретических парадигм в общественной жизни Вопросы для самоконтроля: Почему, согласно теориям О. Шпенглера и Н.А. Бердяева, каждая эпоха начинается с утверждения бескорыстных духовных идеалов, ведущих к расцвету искусства. А завершается господством корыстных прагматических интересов? Почему, по мнению А. Швейцера и А. Тойнби, духовная оппозиция художественного творчества установкам социума может быть благоприятна как для искусства, так и для общественной жизни? Литература: Основная: Социология культурно-духовной сферы/ Маршак А.Л. Социология: учебное пособие – М.: Высшая школа, 2002. С.153-171 Общественное сознание/ Маркович Д. Общая социология- Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского ун-та, 1993.С.244-267 Дополнительная: Социология свободного времени/ Социология: учебник для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. С.300-314 Андреев А.Л. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства// Социс. 2007. № 9. С.38-44 Соколов А.В., Щербакова и.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Солцис. 2003. № 1
Лекция 5. Духовная жизнь доиндустриального общества План: 1.Исторические структуры сознания 2.Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриального общества 3. Сакральное и профанное в духовной жизни 4. Принципы духовной рациональности (М.Вебер) Основные положения: Исторические структуры сознания: архаическая, магическая, мифическая, ментальная и интегральные структуры. Мировые религии как основа социокультурной организации доиндустриального общества. Духовная структура мировых религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства, иудаизма): общие принципы и специфика. Сакральное и профанное в духовной жизни. Напряженность между обыденным и трансцендентным. Принципы духовной рациональности (М.Вебер). Ценности религиозного спасения. Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни общества. Основные понятия: архаическая структура сознания, буддизм, интегральная структура сознания, ислам, иудаизм, конфуцианство, магическая структура сознания, ментальная структура сознания, мифическая структуры сознания, принципы духовной рациональности, сакральное, социокультурная организация, трансцендентное, христианство. Проблемы для обсуждения: 1.Западная и восточная цивилизации: единство и специфика духовной жизни общества 2. Принципы духовной рациональности (по Веберу) Вопросы для самоконтроля: Что такое сакральное? Что такое профанное? Можно ли сказать, что конфуцианский принцип «не делай другому того, чего не желаешь себе», является нравственным основанием всех мировых религий? Литература: Основная: Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1994 Маркузе Г. Эрос и цивилизация. – Киев, 1995 Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973 Дополнительная Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992 Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее. – М., 1988 Швецер А. Культура и этика. – М., 1973 Лекция 6. Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества План: 1. Изменение соотношения религиозной и светской духовности в процессе промышленного развития стран Запада и Востока 2. Дифференциация сфер духовной жизни 3. Общественное сознание и мнение в эпоху индустриализации и постиндустриализации Основные положения: Различие и специфика религиозной и светской духовности, изменение их соотношения в процессе промышленного развития стран Запада и Востока. Дифференциация сфер духовной жизни: развитие форм общественного сознания (религии, науки, философии, права, морали, искусства, социологии). Общественное сознание и общественное мнение в эпоху индустриализации и постиндустриализации. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере. Система образования современного общества и его роль в развитии духовности. Проблемы реформирования образования. Духовная жизнь в эпоху перестройки: плюрализм убеждений и мнений, свобода слова. Демократические завоевания и проблемы в сфере духовной жизни современного российского общества. Основные понятия: общественное мнение, плюрализм убеждений и мнений, религиозная духовность, светская духовность, свобода слова, социальная обусловленность
Проблемы для обсуждения: 1. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере 2. Духовная жизнь в эпоху перестройки 3. Демократические завоевания и проблемы в сфере духовной жизни современного российского общества Вопросы для самоконтроля: 1. В чем заключается различие между религиозной и светской духовностью? 2. Какие факторы обусловливают кризисные явления в духовной жизни? 3. Что такое плюрализм мнений? 4. Что такое плюрализм убеждений? Литература: Основная: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993 Гвардини Р. Конец нового времени// Вопросы философии. 1990. № 4 Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994 Дополнительная: Тойнби А.Дж. Постижение истории. = М., 1991 Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993 Цивилизация и культура в историческом процессе. – М., 1983 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |