Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ динамики и структуры оборота (выручки) торговой организации.




Оборот торговой организации является одним из основных показателей ее деятельности, поэтому статистический анализ оборота имеет большое значение в работе торговых организаций.

Анализ ведется по показателю «выручка от продажи товаров», т.е. оборот за минусом НДС, акцизов и обязательных платежей. Источниками являются данные бухгалтерского и оперативного учета (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 010, оборотно-сальдовая ведомость, оборотная ведомость по счету 41 и т.д.).

В ходе анализа оборота (выручки) необходимо выявить тенденции развития организации, перспективы изменения оборота в целом по товарным группам. При этом сравнить его размеры в отчетном периоде с прошлым (базисным). Темп роста оборота исчисляется по формуле:

Тр = О10 х 100%,                                                                              (1)

 где Тр – темп роста оборота (%);

О1 – оборот отчетного периода (руб.);

О0 – оборот предыдущего периода (руб.).

Важной частью аналитической работы является анализ структуры оборота торговой организации в ассортиментном разрезе.

При анализе необходимо определить удельный вес продажи отдельных товаров в общем обороте за год, определить их темп роста, группы лидеры и аутсайдеры, абсолютное и относительное отклонение за отчетный период.

При этом особое внимание следует уделить товарным позициям с положительной динамикой, т.е. позициям, доля которых выросла за отчетный период и в значительной мере повлияла на оборот.

Также необходимо проанализировать товарные позиции с отрицательной динамикой, удельный вес которых снизился, и выявить причины (снижение спроса, срыв поставок и т.п.).

Кроме того, в ходе анализа надо выявить новые товарные позиции и рекомендовать мероприятия по стимулированию роста их удельного веса (проведение акций, введение скидок, промоушн и т.д.).

 Анализ динамики и структуры валового дохода.

Валовой доход является основным источником формирования прибыли. Основную долю валового дохода составляют торговые наценки, относящиеся к проданным товарам. Валовой доход выражается в тысячах рублей и в процентах к обороту. В торговле источник информации – форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» строка 029 (валовая прибыль).

За счет валового дохода возмещаются издержки обращения и образуется прибыль. Валовой доход представляет разность между суммой реализованных товаров по продажной цене (выручка от продаж) за минусом себестоимости закупленных товаров.

Кроме стоимостной оценки валовой доход может быть выражен в процентах к обороту. Это уровень валового дохода (торговая наценка), т.е. отношение валового дохода к обороту:

УВД = ВД/О х 100%                                                                         (2)

Уровень валового дохода характеризует долю торговой наценки в розничной цене товара. Его размер оказывает влияние на розничные цены товара, а соответственно на спрос и объем продаж.

В процессе анализа необходимо определить динамику и структуру валового дохода в целом и по отдельным товарным позициям; при этом рассчитать отклонения, темпы роста (снижения) (таблица 2). На разные товарные группы устанавливаются различные торговые наценки в зависимости от спроса и предложения на товары, покупной стоимости, расходов на их продажу. При этом необходимо выявить валообразующие показатели (какая группа дает основной прирост валового дохода) и их динамику. Увеличение доли товаров с высоким уровнем торговых наценок ведет к повышению среднего уровня валового дохода и наоборот.

Большое внимание при анализе уделяется выявлению и использованию возможностей роста валового дохода.

Этому может способствовать рост объема оборота; улучшение его структуры; увеличение уровня торговой наценки; совершенствование звенности товародвижения и т.д. Сделать оценку ценовой политики организации. Рассчитать влияние оборота на валовой доход.

 Анализ динамики и структуры издержек обращения.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до покупателя. Издержки обращения отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение товара в удобную для реализации форму, а также расходы по продаже товаров.

В качестве источника информации об издержках обращения следует использовать данные бухгалтерской отчетности – «Отчет о прибылях и убытках», форма №2, где издержки обращения отражаются по строке 030 «Коммерческие расходы»; приложение к годовому бухгалтерскому балансу (форма №5) раздел 6; а также статистическую отчетность ф. № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и др.

Издержки обращения измеряются в тысячах рублей и процентах к обороту.

Перечень затрат устанавливается организацией самостоятельно в соответствии со ст. 252 части 2 НК РФ. При этом возможно использование номенклатуры из основных статей издержек, рекомендованных методическими рекомендациями по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом и Минфином РФ 20.04.95 №1-550, 32-2.

При анализе используется относительный уровень издержек обращения в процентах (УИО), который рассчитывается как отношение суммы издержек обращения (ИО) к обороту торговой организации (О):

УИО = ИО/О х 100%.                                                                      (3)

Уровень показывает долю издержек обращения в продажной цене товара.

Целью анализа издержек обращения по статьям является их оценка с позиции рациональности использования ресурсов и выявление возможности их экономии. Для этого необходимо оценить величину издержек в сумме и процентах за отчетный период, изучить расходы по статьям, установить долю статей в совокупных издержках обращения за отчетный период и тенденции изменения в динамике, рассчитать темп роста по статьям и в целом сравнить его с темпами роста оборота, изучить влияние основных факторов на изменение издержек обращения, выявить резервы экономии.

Кроме анализа издержек обращения по статьям, необходимо провести анализ издержек обращения по группам статей в зависимости от оборота. По характеру зависимости от объема оборота издержки делятся на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные сравнительно мало зависят от объема оборота (расходы на аренду, содержание зданий, сооружений, оборудования, амортизация основных средств и другие). Условно-переменные увеличиваются с ростом объема оборота (транспортные расходы, расходы по хранению товаров, упаковке, расходы на тару, на оплату труда).

В процессе проведения анализа издержек обращения по группам расходов необходимо выявить: пропорционально ли меняются издержки по отношению к росту оборота, оправдывает ли увеличение оборота связанное с ним увеличение затрат, или рост издержек опережает рост оборота. Рассчитать влияние оборота на издержки обращения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...