Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов
С экономической точки зрения цена является денежным эквивалентом, который покупатель по согласованию с продавцом согласен заплатить за приобретаемый товар, работу, услугу, информацию. В современной экономике цена выполняет следующие функции: - учет и измерение затрат общественного труда, - пропорциональность и равновесие в хозяйстве, - стимулирующая функция, - распределительная функция. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 31.12.2009 г.) цена – это денежное выражение стоимости единицы товара, а тариф - это денежное выражение стоимости единицы работы, услуги. Процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования является процессом ценообразования. Источниками правового регулирования отношений сфере ценообразования являются: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (в ред. от 31.12.2009 г.). 3. Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в ред. от 29.07.2009 г. № 391). 4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 2009 г. № 353 «О порядке регистрации отпускных цен (тарифов)». 5. Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. Постановлением Мин-ва экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 г. № 183 (в ред. от 19.08.2009 г. № 141). 6. Инструкция о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и государственный реестр субъектов естественных монополий, утв. Постановлением Мин-ва экономики Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 121. 7. Инструкция о порядке формирования и применения тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению, утв. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12 июля 2007 г. № 132 (в ред. от 25.08.2008 № 174). 8. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. Постановлением Мининстерства экономики Республики Беларусь, Мининстерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151. Законодательство Республики Беларусь различает два вида цен: 1) свободные цены (тарифы); 2) регулируемые цены (тарифы). Свободная цена (тариф) – это цена (тариф), которая складывается под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину. Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами; В зависимости от субъекта, устанавливающего цены, различают: 1) отпускные цены, 2) розничные цены. Отпускная цена – это цена, устанавливаемая: - на произведенный товар собственного производства, а также полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях); - на импортированный товар при его оптовой продаже. Розничная цена – это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Прейскурант - сборник, справочник цен, тарифов на продукцию, товары и (или) услуги, работы. Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в формах: - прямого (административного) воздействия - косвенного воздействия, т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования. Субъектами ценообразованияв Республике Беларусь выступают: - юридические лица и индивидуальные предприниматели; - республиканские органы государственного управления; - областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы. Основными принципами ценообразования являются: 1) определение основ государственной политики в области ценообразования; 2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов); 3) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); 4) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки; 5) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 261. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |