Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие монополистической деятельности и ее формы




 Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции имеет значение для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любого государства.

Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Стремясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенством товарного рынка, который представляет собой сферу обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемую исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь включает в себя:

- Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-ХП (в ред. от 05.01.2008 г. № 317-З);

- Закон «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002 г. № 162-З т 05.01.2008 № 317-З) (в ред. от 20.07.2006 г. № 162-З);

-Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции;

- Инструкцию о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденную постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61;

- другие законодательные акты;

- международные договоры, участницей которых является Республика Беларусь.

Монополистическая деятельность – противоречащие Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей (ст. 1 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции")

Признаками, позволяющими отграничить монополистическую деятельность от иной деятельности субъектов хозяйствования, являются:

- противоправный характер;

- специфический субъектный состав: монополистическая деятельность может осуществляться только субъектами хозяйственной деятельности.

- антиконкурентный характер такого деяния;

- причинение вреда законным правам других субъектов хозяйствования и потребителям.

По субъектному составу законодатель различает монополистическую деятельность субъектов хозяйствования и монополистическую деятельность органов государственного управления. Закон (п. 5 ст. 6) запрещает монополизацию производства или реализацию товаров, реализацию полномочий, если они могут иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции (включая создание холдингов, ФПГ, союзов, ассоциаций и др.).

Законодатель выделяет правомерные и неправомерные формы монополий.

Правомерными монополиями являются государственная, естественная или чрезвычайная монополии.

Государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательской) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права. Существование государственной монополии обусловлено, главным образом, необходимостью защиты публичных интересов.

Естественная монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

-  передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- централизованное водоснабжение и водоотведение;

- услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

- услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Субъектом естественной монополии является юридическое лицо Республики Беларусь, осуществляющее производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии. Согласно Закону Республики Беларусь «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны:

- предоставлять равные условия потребителям товаров, произведенных (реализуемых) в условиях естественных монополий, за исключением случаев, когда законодательством Республики Беларусь допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

- обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- соблюдать требования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, показатели безопасности и качества товаров, а также лицензионные требования и условия в случае, если осуществляемые ими виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию;

- применять наиболее эффективные методы и технологии производства (реализации) товаров при условии соблюдения принципа общественной безопасности и безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, имущества юридических лиц и окружающей среды;

- исполнять решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- представлять в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий отчеты о своей деятельности по форме и в сроки, установленные этим органом, а также иную информацию, необходимую для осуществления им полномочий, предусмотренных Законом;

- исполнять другие обязанности в соответствии с Законом и иными актами законодательства.

Обязанности субъектов естественных монополий предусматривают, в частности:

- предоставление равных условий потребителям товаров,

- обеспечение качественного обслуживания потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- соблюдение требований технических нормативных правовых актов, , а также лицензионных требований и условий,

- применение наиболее эффективных методов и технологий производства (реализации) товаров,

- ограничение деятельности субъектов естественных монополий

В то же время субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных законодательными актами, не вправе:

- совершать действия, которые приводят или могут привести к невозможности производства (реализации) товаров в условиях естественных монополий или к замене их другими товарами;

- отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать) такие товары;

- взимать за произведенные (реализуемые) товары плату, превышающую размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

- навязывать потребителям условия доступа к товарам, произведенным (реализуемым) в условиях естественных монополий;

- совершать иные действия (бездействие), ведущие к ущемлению прав потребителей и (или) противоречащие законодательству.

Чрезвычайная монополия – система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...