Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основания наступления ответственности в хозяйственном обороте




Основанием наступления ответственности в хозяйственной деятельности всегда является гражданское правонарушение, которое выражается в нарушении требований либо законодательства, либо договора.

Условиями гражданско-правовой ответственности являются:

- противоправность совершенного деяния;

- наличие вреда или убытков;

- причинная связь между противоправным деянием и причинением вреда или убытков;

- вина правонарушителя.

Противоправность деяния предполагает нарушение требований законодательства либо договора и ущемление субъективного права другого лица, причинение ему вреда или убытков.

Вред – это какое-либо умаление личного или имущественного блага лица. Вред может быть имущественным либо моральным.

Убытки – это денежное выражение причиненного вреда.

 Убытки включают:

- расходы, которые потерпевшая сторона произвела или должна будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение имущества (реальные расходы);

- неполученные доходы, которые были бы получены при обычных условиях, если бы право стороны не было нарушено (упущенная выгода).

Если иное не предусмотрено законодательством или договором, вред возмещается в полном объеме.

Иногда возможно наступление гражданско-правовой ответственности и без причинения вреда или убытков (например, штраф за просрочку исполнения обязательства). 

Причинная связь между противоправными действиями и причинением вреда – это связь, при которой деяние предшествует причинению вреда и порождает его.

Вина – психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению и его результату. Формами вины являются:

- умысел, когда лицо предвидело наступление негативных последствий и желало их наступления либо относилось к ним безразлично;

- неосторожность (грубая и негрубая): лицо предвидело наступление вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить, либо не предвидело, хотя должно было и могло предвидеть.

Ответственность в хозяйственном обороте обычно наступает при любой форме вины.

Правонарушитель считается виновным, пока не будет доказано обратное. Бремя доказывания невиновности лежит на самом нарушителе.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, если не докажет, что правонарушение произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Лицо, причинившее вред или убытки, должно возместить их в полном объеме.

Снижение размера гражданско-правовой ответственности допускается:

- если вред наступил по вине обеих сторон;

- если кредитор содействовал увеличению размера убытков либо не принял разумных мер к их уменьшению.

В случаях, предусмотренных законодательством или договором, стороны вправе увеличить размер ответственности.

Нормативные акты:[2], [3], [5], [9], [13], [27], [60].,  

Учебники и основная литература:[131], [135], [146], [149], [152].

Тема 11. Правовое регулирование обеспечения качества продукции, работ и услуг

Понятие качества продукции и средства его обеспечения

Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства): право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельности лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанной с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для тех, от действия которых зависит качество.

Под качеством товара (работы, услуги) статья 1 Закона «О защите прав потребителей» от 09.01.2002 г. № 90-З (в ред. от 08.07.2008 г.) (далее – Закон) понимает совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.). Действие Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, которые возникают из различных гражданско-правовых договоров, например, договора розничной купли-продажи, подряда, аренды, возмездного оказания услуг и иных договоров.

Согласно Закону требования к качеству товара (работы, услуги) устанавливаются нормативными документами, к которым законодатель относит технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, другие технические нормативные правовые акты. 

Соответственно, качество продукции – это совокупность свойств определенных изделий, отвечающих установленным техническим требованиям (Закон «О техническом нормировании и стандартизации» от 5.01.04 г. 2004 № 262-З (в ред. от 15.07.2008 г.)

Обеспечению качества товара (работы, услуги) служат следующие средства:

- технические (включают разработку и внедрение в производство новой техники и технологии);

- экономические (например, поддержка и стимулирование субъектов хозяйствования, обеспечивающих изготовление и реализацию качественной продукции);

- организационные (то есть, деятельность государственных и иных органов, направленная на организацию и обеспечение функционирования государственной системы технического нормирования и стандартизации, сертификации и единства измерений);

- правовые (прежде всего – установление законодательных требований к качеству товаров (работы, услуги).

В условиях рыночной экономики требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции (работ, услуг), определяются договором. Правовое регулирование качества соответствует принципу свободы договора и может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Если ни в законодательстве, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем либо заказчиком (ст. 439 ГК Республики Беларусь).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...