Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие стандартизации. Правовые формы стандартизации




Стандартизация представляет собой деятельность по установлению технических требований (технические нормы, правил, характеристик и (или) иных требований к объектам технического нормирования или стандартизации) в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Основными нормативными правовыми актами в области обеспечения качества продукции, работ и услуг путем стандартизации являются:

- Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (в ред. от 15. 07. 2008 г.) (далее – Закон о техническом нормировании),   

- Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 г. № 348-ХII «Об обеспечении единства измерений» (в ред. от 20. 07. 2006 г.),

- Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 г. № 269-З "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" (в ред. от 09.07.2007 г.).

 Основными целями законодательства о техническом нормировании и стандартизации являются обеспечение:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- единства измерений;

- национальной безопасности;

- устранения технических барьеров в торговле;

- рационального использования ресурсов.

Закон о техническом нормировании регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:

- Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;

- юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, Республики Беларусь;

- иностранные юридические лица, иностранные граждане;

- лица без гражданства;

- иные субъекты правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.

Согласно статье 1 Закона о техническом нормировании техническое нормирование - деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

- обязательности применения технических регламентов;

- доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

- приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

- использования современных достижений науки и техники;

- обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;

- добровольного применения государственных стандартов.

К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:

1) технические регламенты;

2) технические кодексы;

3) стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;

4) технические условия.

Технический регламент - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы,

Технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический кодекс установившейся практики (далее - технический кодекс) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Законодательство о стандартизации определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации, т.е. различных стандартов.

Стандарт представляет собой технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Закон различает следующие виды стандартов:

1) международный стандарт – технический нормативный правовой акт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации;

2) межгосударственный (региональный) стандарт – технический нормативный правовой акт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации.

Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь и вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов;

3) государственный стандарт Республики Беларусь – технический нормативный правовой акт, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации, а в области архитектуры и строительства – Департаментом контроля и надзора за строительством, входящим в состав Госстандарта. Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты являются добровольными для применения. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения;

4) стандарт организации – технический нормативный правовой акт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению. Технические требования стандартов организаций и индивидуальных предпринимателей распространяются только на юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

5) технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Правовые и организационные основы оценки соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия) оценка соответствия представляет собой деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Оценка соответствия осуществляется в виде аккредитации и подтверждения соответствия.

Согласно ст. 9 Закона об оценке соответствия к документам об оценке соответствия относятся:

аттестат аккредитации;

сертификат соответствия;

декларация о соответствии;

сертификат компетентности.

Соответствие объектов стандартизации требованиям государственных стандартов подтверждается в порядке, установленном Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Свидетельством соответствия маркированных ими объектов стандартизации требованиям государственных стандартов являются знаки соответствия, защищенные в установленном законодательством порядке. Право на использование знаков соответствия государственным стандартам продукции, услуги или процесса предоставляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Документы об оценке соответствия действуют на всей территории Республики Беларусь.

Применение знаков соответствия осуществляется на добровольной основе. Для получения знака соответствия необходимо пройти процедуру оценки соответствия в целях:  

- обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

- создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Объектамиоценки соответствия являются:

- продукция;

- процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

- оказание услуг;

- система управления качеством;

- система управления окружающей средой;

- компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

- профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

- иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.

Субъектами оценки соответствия являются:

- Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов;

- аккредитованные органы по сертификации;

- аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

- заявители на аккредитацию;

- заявители на подтверждение соответствия.

Оценка соответствия осуществляется в виде:

1) аккредитации – то есть официального признания компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

2) подтверждения соответствия – документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. В свою очередь подтверждение соответствия выражается в двух формах:

сертификация – подтверждение соответствия аккредитованным органом по сертификации;

декларирование соответствия – подтверждение соответствия изготовителем (продавцом). 

Государственное регулирование и управление в области оценки соответствия осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области оценки соответствия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...