Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые формы воздействия на хозяйственную деятельность




Все способы государственного регулирования хозяйственной деятельности имеют правовую форму акта, т.е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия. Такими актами являются:

плановыйакт – это задание нормативного или конкретного характера в адрес указанных в нем субъектов, обязанных соблюдать предусмотренные в нем требования и (или) выполнить указанные действия в установленный срок (сроки) и вправе требовать материально-финансового обеспечения заданного;

нормативный (административный) акт, т.е. акт государственного регулирования, который представляет собой облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующему субъекту (субъектам) и содержащее требование о ведении хозяйственной (экономической) деятельности определенным образом либо о приведении ее в соответствующее состояние. Если такой акт адресован неопределенному количеству субъектов, он является нормативным, в случае же, если он адресован конкретному субъекту хозяйствования – конкретным.

Государственное регулирование может быть прямым (акт содержит директивное указание) и косвенным (например, устанавливающим льготы и преимущества субъектам хозяйствования).

Государственная воля не может быть выражена в форме устного распоряжения.

Правовые основы регулирования разработки планов и прогнозов экономического развития

Прогноз социально-экономического развития – система научно обоснованных представлений о направлениях, критерия, принципах , целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на определенный период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Цели и содержание государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, а также общий порядок разработки этих программ определены Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 157-З «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее – Закон).

Согласно ст. 1 вышеназванного Закона государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

- на долгосрочную перспективунациональную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. На основе национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода осуществляется разработка основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период.

- на среднесрочную перспективупрограмму социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода на пятилетний срок.

- на краткосрочный периодгодовой прогноз социально-экономического развитияРеспублики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Нормативные акты: [1], [2], [25], [26].

Учебники и основная литература:[133], [135], [136].

Тема 3. Правовое регулирование предпринимательства (общие положения)

Понятие и источники правового регулирования предпринимательства

Под источником права понимается форма выражения и существования сведений о санкционируемых государством и народом общеобязательных правилах поведения субъектов правоотношения. К источникам права относятся нормативные акты в виде законов и подзаконных нормативных актов, судебные прецеденты, некоторые договоры, обычаи и правовая доктрина.

Национальные, законодательные и культурные особенности Республики Беларусь наложили свой отпечаток на виды источников ее права. Четко обозначена иерархия источников права, делимых на первичные и производные. Единым первичным источником гражданского права Республики Беларусь является нормативный акт.

Обычай, под которым понимают длительное время складывающиеся и поддерживаемые народом и государством правила поведения в хозяйственном обороте, может быть источником предпринимательского права Республики Беларусь лишь в случаях, установленных законом.

Судебный прецедент в Республике Беларусь не относится к источникам права.

Легальное определение нормативного правового акта содержится в статье 1 Закона Республики Беларусь «О нормативно-правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000 г. № 361-З. В соответствии с данным Законом, нормативным правовым актом является официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

В силу того, что предпринимательская деятельность является разновидностью хозяйственной деятельности, целесообразно использовать в качестве источников правового регулирования большинство из нормативных правовых актов, рассматриваемых в первой теме При этом регулирование предпринимательских отношений допускает применение институтов аналогии закона и аналогии права, если отсутствует правовая норма, регулирующая данные правоотношения. 

Нормы ратифицированных Республикой Беларусь международных актов имеют преимущество перед внутренним национальным законодательством.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...