Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей




Отграничение хозяйственного права от других отраслей осуществляется попредметному признаку, то есть в сравнении предмета правого регулирования данной отрасли с предметами регулирования, присущими каждой отдельной отрасли права.

Например, от административного права хозяйственное право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения.

От финансового права хозяйственное право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является сферой финансового права.

От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.

Источники хозяйственного законодательства

Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, относящихся к различным отраслям национальной системы законодательства и регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности.

Структура хозяйственного законодательства содержит нормы, регулирующие:

- порядок создания и прекращения, а также внутреннюю организацию субъектов хозяйственной деятельности;

- отношения в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

- отношения в процессе государственного регулирования хозяйственной деятельности;

-  порядок рассмотрения хозяйственных споров

Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения, а именно:

Конституция Республики Беларусь;

Кодексы Республики Беларусь;

законы Республики Беларусь;

указы и декреты Президента Республики Беларусь;

распоряжения Президента Республики Беларусь;

постановления Правительства Республики Беларусь;

акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

акты Национального банка Республики Беларусь;

акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами.

Для применения соответствующих норм права первостепенное значение имеет юридическая сила этих актов.

Тема 2. Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Основания регулирования хозяйственной деятельности со стороны государства

Государственное регулирование хозяйственной деятельности- государственное воздействие на участников хозяйственного оборота в целях недопущения, изменения или прекращения экономической (хозяйственной) ситуации или поддержания ее в соответствующем действующему законодательству состоянии.

Необходимость государственного воздействия определяется исходя из охраны и защиты публичных интересов, среди которых следует назвать:

- обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии страны;

- формирование государственного бюджета;

- зашиту окружающей среды, использования, сохранения и возобновления природных ресурсов;

- обеспечение внутренней и внешней безопасности и обороны страны;

- обеспечение занятости трудоспособного населения;

- соблюдение установленного правопорядка при осуществлении внешнеторговой деятельности и иностранного инвестирования.

Правовые средства, основные группы:

а) организационно-управленческие средства (принципы правового регулирования хозяйственной деятельности; нормы, посвященные органам управления в хозяйственном обороте, и др.);

б) материально-правовые средства (нормы, предусматривающие права и обязанности участников хозяйственных правоотношений; нормы, регулирующие основания возникновения и порядок осуществления права собственности, других вещных прав, и т.д.);

в) процессуально-правовые средства (нормы, регулирующие порядок защиты прав субъектов хозяйственной деятельности; иные нормы процессуального характера).

Способы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Государственное воздействие на хозяйственную деятельность осуществляется на республиканском и местном уровнях.

С точки зрения оснований государственного воздействия, его можно подразделить на общее (когда государство и уполномоченные органы выступают от имени народа и в публичных интересах) и особенное (в случае, когда государство либо его уполномоченные органы выступают в качестве собственника, управляя своими имущественными фондами).

Способами государственного воздействия на хозяйственный (экономический) оборот выступают:

- создание и прекращение субъектов хозяйствования (регламентированное нормативными правовыми актами участие государства как собственника в организации хозяйственной (экономической) деятельности, установление общих правил, согласно которым создаются и прекращают свою деятельность субъекты хозяйствования)

планирование (направлено на обеспечение комплексного экономического развития Республики Беларусь либо на решение отдельных хозяйственных задач)

- регулирование хозяйственной деятельности (государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии. Р. может быть прямым (запрет, разрешение и др.) и косвенным (путем применения различных экономических рычагов и стимулов).)

контроль за осуществлением хозяйственной деятельности (предоставленная компетентным государственным органом возможность наблюдать и в установленных пределах проверять состояние дел хозяйствующих субъектов, а также принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...