Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие положения о юридических лицах как о субъектах хозяйственных отношений
Вопросы, подлежащие рассмотрению: 2.1.1 Понятие и признаки юридического лица; 2.1.2 Индивидуализация юридического лица; 2.1.3 Классификация юридических лиц; 2.1.4 Правосубъектности юридических лиц.
Наличие и число выполняемых практических работ: 1. Рефератов – 2; 2. Задача – 2. Для изучения данной темы следует обратиться к подразделу 2.1 электронного пособия, изучить методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по данной теме. Кроме того, необходимо изучить нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. По завершении работы с теоретическим материалом необходимо ответить на вопросы для самопроверки по соответствующему разделу.
2.1.1Понятие и признаки юридического лица 1) Понятие юридического лица как субъекта права Юридическое лицо – это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени (ст. 49 ГК РФ). 2) Характеристика основных признаков юридического лица: - имущественная обособленность; - самостоятельная имущественная ответственность; - организационно-правовое единство юридического лица;
- возможность для юридического лица участвовать в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. 2.1.2 Индивидуализация юридического лица 1) наименование; 2) место нахождения юридического лица; 3) индивидуализация продукции, производимой юридическим лицом - наименование места происхождения товара - товарный знак, - знак обслуживания. 2.1.3 Классификация юридических лиц По цели своей деятельности все юридические лица делятся на: 1) коммерческие; 2) некоммерческие. Коммерческие – в качестве основной цели своей деятельности преследуют цель извлечения прибыли и распределения ее между участниками. Некоммерческие – преследуют иные, общественно полезные цели: благотворительные, религиозные, образовательные, культурные и т. д. Классификация коммерческих и некоммерческих юридических лиц. К коммерческим юридическим лицам относятся: 1) Хозяйственные общества: - акционерные общества: закрытые и открытые (ОАО и ЗАО); - общества с ограниченной ответственностью (ООО); - общества с дополнительной ответственностью (ОДО). 2) Хозяйственные товарищества: - полные; - на вере. 3) Производственные кооперативы. 4) Унитарные предприятия: - на праве хозяйственного ведения; - на праве оперативного управления. Перечень коммерческих юридических лиц является закрытым. Они могут образовываться только в тех организационно-правовых формах, которые поименованы в ГК РФ. К некоммерческим юридическим лицам относятся: общественные организации и объединения, фонды, учреждения, потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, товарищества собственников жилья, объединения работодателей и т. д. Перечень некоммерческих организаций является открытым, он может расширяться за счет принятия других федеральных законов. 2.1.4 Правосубъектность юридических лиц. 1) Понятие Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности. 2) Виды Правоспособность бывает специальной и общей (универсальной). Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. 3) Момент возникновения правоспособности юридического лица. Прекращение правоспособности. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Правоспособность юридического лица закреплена в ст. 49 ГК. Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. У юридических лиц право- и дееспособность возникает и прекращается одновременно. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими действиями может приобретать, создавать и исполнять гражданские права и обязанности. В соответствии со ст. 53 ГК, юридическое лицо приобретает и осуществляет свои права и обязанности через свои органы. Действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Орган может быть единоличный (председатель, генеральный директор и т. д.) и коллегиальный (общее собрание, правление и т. д.).
2.2 Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц Вопросы, подлежащие рассмотрению: 2.2.1 Порядок образования юридических лиц; 2.2.2 Государственная регистрация субъектов предпринимательской Деятельности; 2.2.3 Лицензирование предпринимательской деятельности; 2.2.4 Филиалы и представительства юридических лиц; 2.2.5 Прекращение деятельности юридического лица;
Наличие и число выполняемых практических работ: 1. Рефераты - 2; 2. Задачи – 2. Для изучения данной темы следует обратиться к подразделу 2.2 электронного пособия, изучить методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по данной теме. По завершении работы с теоретическим материалом необходимо ответить на вопросы для самопроверки по соответствующему разделу. 2.2.1 Порядок образования юридических лиц 1) Разрешительный порядок 2) Нормативно-явочный порядок 3) Учредительно-распорядительный Разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено тем или иным государственным органом. Например, в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», регистрация коммерческих организаций, которые могут стать монополистами на рынке, производится только с разрешения органа Федеральной антимонопольной службы. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности», регистрация кредитных организаций в РФ требует разрешения Банка России. Нормативно-явочный порядок. Он характеризуется тем, что для образования юридического лица не требуется специального разрешения какого-либо государственного органа. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону его учредительные документы: учредительный договор, устав. Учредительно-распорядительный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Государственные предприятия создаются по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъекта РФ. Решение о создании казенного предприятия принимается Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
2.2.2 Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности 1) Правовое регулирование регистрации – ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 2) Органы, осуществляющие государственную регистрацию коммерческих юридических лиц - территориальные органы Федеральной налоговой службы. 3) Срок регистрации – 5 рабочих дней с момента подачи документов. 4) Документы, необходимые для регистрации. * заявление, которое удостоверяется подписью заявителя, с указанием его паспортных данных; подпись заявителя должна быть заверена нотариусом; * решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; * учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии); * документ об оплате государственной пошлины; * в некоторых случаях - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного лица – учредителя: 5) Порядок регистрации; 6) Особенности регистрации некоммерческих организаций. 2.2.3 Лицензирование предпринимательской деятельности 1) Понятие лицензирования Лицензия - это разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю 1) Правовое регулирование Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности является ст. 49 ГК РФ и ФЗ от 8 августа 2001 г. (с последующими изм. и доп.) № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 2) Порядок лицензирования К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (например участием в саморегулируемых организациях). 3) Срок действия лицензии Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, и по окончании срока предусмотрена возможность его продления по заявлению лицензиата. В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии (например для кредитных организаций). 2.2.4 Филиалы и представительства юридических лиц 1) понятие филиалов и представительств 2) правовой статус филиала как обособленного структурного подразделения юридического лица 3) правовой статус представительства как обособленного структурного подразделения юридического лица. Филиалы и представительства - территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций Их отличие от других структурных подразделений (например, отделений) лишь в том, что они расположены вне места расположения основной организации. Филиалы и представительства выполняют разные функции. Представительства призваны выполнять в гражданском обороте функцию представителя юридического лица, т. е. от своего имени заключают сделки, контролируют их исполнение, обеспечивают защиту его интересов (претензионно-исковая работа), проводят рекламные кампании. Представительства не вправе вести производственную и иную хозяйственную деятельность. Предмет деятельности филиаловшире: они не только представляют и защищают интересы юридического лица, но и ведут производственную и иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом. Филиалы и представительства не имеют прав юридического лица, поэтому не могут выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании предоставленных им полномочий, выраженных в доверенности, либо в Положении о филиале (представительстве). В Устав самого юридического лица обязательно должны быть включены сведения о наличии у него филиалов и представительств. 2.2.5 Прекращение деятельности юридического лица 1) Понятие и способы прекращения деятельности юридического лица: реорганизация и ликвидация. 2) Реорганизация как способ прекращения: а) формы реорганизации; б) порядок осуществления реорганизации. Реорганизация– это такой способ прекращения деятельности юридического лица, в процессе которого наблюдается процесс правопреемства, то есть перехода прав и обязанностей от одного юридического лица к другому, вновь образуемому. Формы реорганизации юридического лица - слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Реорганизация может быть осуществлена по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного принять такое решение на основании учредительных документов. В установленных законом случаях реорганизация может иметь место по решению компетентных госорганов или на основании решения суда. Юридическое лицо считается реорганизованным в момент регистрации новых юридических лиц, а при присоединении к уже существующему юридическому лицу нового первое считается реорганизованным с момента госрегистрации прекращения деятельности присоединившегося юридического лица. При реорганизации юридического лица в форме присоединения, слияния права и обязанности каждого из юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии спередаточным актом.Аналогично решается вопрос и при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида. При разделении юридического лица, выделении из состава одного нескольких новых юридических лиц объем правопреемства вновь образованных юридических лиц определяется на основании разделительного баланса. Ликвидация юридического лица в отличие от реорганизации влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано в следующих случаях: 1) по решению учредителей, либо органа юридического лица, уполномоченного принять такое решение: · по истечении срока, на который оно создано; · по достижении цели; · в связи с признанием по решению суда недействительной регистрации юридического лица, если допущенные при этом нарушения носят неустранимый характер; 2) по решению суда: · за осуществление деятельности без лицензии; · за осуществление деятельности, запрещенной законом; · за неоднократные, грубые нарушения закона или подзаконных актов; · в связи с систематическим осуществлением общественной, религиозной организацией или фондом деятельности, противоречащей Уставу; · в связи с банкротством. Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст.ст. 61-64 ГК РФ и состоит из следующих этапов: · участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации; ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом; · ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщения о ликвидации юридического лица, порядок и сроки заявления претензий кредиторов (этот срок не может быть менее 2 месяцев до дня ликвидации), выявляет кредиторов и уведомляет их о ликвидации; · после окончания срока для предъявления претензий кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения; · в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов; выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК РФ. В некоторых случаях проведение реорганизации может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке и ущемлению интересов других товаропроизводителей. Для предотвращения негативных последствий в ряде случаев, установленных ФЗ РФ «О защите конкуренции», слияние и присоединение осуществляются с предварительного согласия территориального органа Федеральной антимонопольной службы.
2.3 Организационно-правовые формы предприятий
Вопросы, подлежащие рассмотрению: 2.3.1 Хозяйственные товарищества и общества; 2.3.1.1 Хозяйственные товарищества; 2.3.1.2 Хозяйственные общества. 2.3.2 Производственный кооператив (артель); 2.3.3 Унитарные предприятия; 2.3.4 Объединения хозяйствующих субъектов; 2.3.5 Характеристика субъектов, обладающих специальной правоспособностью.
Наличие и число выполняемых практических работ: 1. Рефераты – 2; 2. Задачи – 2. Для изучения данной темы следует обратиться к подразделу 2.3 электронного пособия, изучить методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по данной теме. По завершении работы с теоретическим материалом необходимо ответить на вопросы для самопроверки по соответствующему разделу. 2.3.1 сравнительный анализ хозяйственных товариществ и обществ 1) Понятие и общие признаки этих двух организационно-правовых форм: - право на получение доли от распределения прибыли; - право на получение доли от стоимости имущества при выбытии участника из юридического лица; - право на получение доли от ликвидационного остатка; - право на участие в управлении юридическим лицом. Хозяйственные товарищества и общества– наиболее распространенные классические формы коммерческих организаций, образуемые для систематического занятия предпринимательской деятельностью. Поскольку они создаются несколькими лицами, имеющими членство, по-другому они называются еще корпоративными организациями. Общим признаком обеих этих форм является то, что их имущество условно разделено на доли, в которых выражены обязательственные права участников по отношению к юридическому лицу: - на получение доли от распределения прибыли; - на получение доли от стоимости имущества при выбытии участника из юридического лица; - на получение доли от ликвидационного остатка; - на участие в управлении юридическим лицом. 2) Различия правового положения товариществ и обществ Основные различия правового положения товариществ и обществвытекают из концепции о том, что товарищество есть объединение лиц, а общество – объединение капиталов: * участники товарищества должны непосредственно (лично) участвовать в деятельности товарищества, тогда как в обществе достаточно просто участвовать капиталом; * поскольку участники товарищества должны лично участвовать в деятельности, которая является предпринимательской, они должны быть спецсубъектами – коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, тогда как участниками общества могут быть и простые физические лица; * действия полных товарищей являются действиями самого товарищества, тогда как права и обязанности для общества приобретаются действиями его органов; * одно и то же лицо одновременно может участвовать только в одном товариществе, но может быть участником неограниченного числа обществ; * товарищи несут полную имущественную ответственность всем своим имуществом по долгам общества (в субсидиарном порядке), участники общества не несут ответственности по долгам организации, а несут только риск убытков в размере своих вкладов. В связи с этим, для гарантированности прав других участников гражданского оборота, для обществ в качестве обязательного требования установлен минимальный размер капитала, в отношении товариществ такого законодательного требования нет.
2.3.1 Хозяйственные товарищества Понятие хозяйственных товариществ Виды хозяйственных товариществ: - полные, - товарищества на вере (коммандитные). Полное товарищество – это организация, участники которой (полные товарищи) на основании заключенного между ними договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК). Полное товарищество ликвидируется, если в нем остается только один участник. Выбывший товарищ отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до его выбытия, в течение 2 лет со дня утверждения отчета за год, в котором он выбыл. Товарищество на вере (коммандитное) – это товарищество, в котором наряду с полными товарищами (на которых распространяются нормы ГК о полном товариществе) участвуют вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности ( п. 1 ст. 82 ГК). Вкладчики не участвуют в управлении товариществом, они только вправе: - сохранять анонимность, не подписывая учредительный договор; - знакомиться с годовым отчетом товарищества; - получать часть прибыли товарищества; - преимущественно перед полными товарищами получать причитающуюся им часть оставшегося после ликвидации товарищества имущества; - выйти из товарищества по окончании финансового года. В случае выхода из товарищества всех коммандитистов оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Коммандитное товарищество сохраняется, если в нем участвует хотя бы один полный товарищ и один вкладчик. 2.3.1.2 Хозяйственные общества Понятие хозяйственных обществ. Три вида хозяйственных обществ: - общества с ограниченной ответственностью, - общества с дополнительной ответственностью, - акционерные общества: открытые и закрытые. Правовое регулирование деятельности обществ. В отличие от товариществ, деятельность их наряду с Гражданским кодексом, регламентируется специальными законами, принятие которых предусмотрено ГК. В настоящее время приняты и действуют специальные Федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года (с последующими изм. и доп.) и «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года (с последующими изм. и доп.). Общество с ограниченной ответственностью - учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли, размеры которых определены учредительными документами. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (п.1 ст. 87 ГК). Законом установлено максимальное количество участников ООО - 50. Минимальный размер капитала – 100 МРОТ. Участники ООО обязаны оплатить уставной капитал в установленном законом порядке: половину - до регистрации ООО, остальную сумму – в течение 1 года после регистрации, в случае невыполнения этого условия общество подлежит ликвидации. Высшим органом управления является собрание его участников, а текущее управление осуществляется выборным исполнительным органом. ООО вправе по единогласному решению всех его участников преобразоваться в АО или производственный кооператив. Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого поделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. По остальным вопросам к обществу с дополнительной ответственностью применяются нормы ГК об ООО (ст. 95 ГК). Акционерное общество – общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК). Акции удостоверяют долю акционера в уставном капитале. Простые акции дают право на участие в управлении обществом. Привилегированные акции не дают права на участие в управлении обществом, но предоставляют право на преимущественное получение дивидендов в твердо установленном размере, а также на преимущественное получение части имущества АО, оставшегося после ликвидации общества. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Текущее управление осуществляется избираемым исполнительным органом. В обществе с числом акционеров больше пятидесяти обязательно создание наблюдательного совета (совета директоров). В целях защиты прав акционеров от недобросовестных действий управляющих АО и иных лиц, способных влиять на его решения, Закон об АО определяет круг лиц, заинтересованных в совершении обществом сделок, и определяет порядок совершения таких сделок. Так, совершение крупных сделок (связанных с отчуждением или приобретением более чем 25 процентов стоимости активов АО либо его голосующих акций) обусловлено получением согласия наблюдательного совета или общего собрания акционеров. АО может по решению общего собрания акционеров быть преобразовано в ООО или производственный кооператив. Акционерное общество может быть открытым или закрытым (ОАО или ЗАО). Отличия между ними следующие: · закрытое общество не может производить открытую эмиссию акций; · в закрытом обществе у акционеров существует преимущественное право покупки акций общества; · число акционеров ЗАО не может быть больше 50; · минимальный размер уставного капитала ОАО – 1000 МРОТ, а ЗАО – 100 МРОТ; · ОАО обязано публиковать для всеобщего обозрения годовой отчет. Любое акционерное общество обязано вести реестр акционеров. Акционерное общество ликвидируется, если на конец финансового года стоимость чистых активов общества становится меньше установленного минимального размера уставного капитала. Дочерние и зависимые общества не являются отдельной организационно-правовой формой юридических лиц.
2.3.4 Производственный кооператив(артель) Понятие производственного кооператива. Правовое регулирование. Членство в кооперативе. Порядок образования паевого фонда. Органы управления. Порядок распределения прибыли. Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан по принципу членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Подобно товариществам, члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам в размерах и порядке, установленных законом и уставом кооператива, в связи с чем минимальный уровень уставного капитала для кооператива законом не предусмотрен. Количество кооператоров должно быть не менее 5 лиц, причем они не обязаны быть предпринимателями. Количество членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, должно быть не более 25 процентов от общего числа трудящихся кооператоров. Имущество кооператива состоит из паевых взносов его членов (паевой фонд), а также имущества, составляющего неделимый фонд, используемый в уставных целях. К моменту регистрации кооператива должно быть оплачено не менее 10 процентов паевого фонда, остальная часть – в течение 1 года с момента регистрации. Распределение прибыли и ликвидационного остатка между кооператорами обычно производится в соответствии с их трудовым участием. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, которое формирует из своих членов исполнительные органы, а при необходимости – наблюдательный совет. Каждому кооператору на собрании принадлежит 1 голос. При выходе из кооператива его член имеет право на выплату ему пая, который при наличии неделимого фонда не совпадает с долей в имуществе кооператива. Он вправе передать свой пай другому кооператору. Переход пая к третьему лицу означает его прием в члены кооператива и возможен лишь по решению общего собрания. Выплата пая производится по окончании финансового года. Исключение из членов кооператива возможно как санкция за ненадлежащее исполнение членских обязанностей; производится по решению общего собрания.
2.3.5 Унитарные предприятия Понятие и правовое регулирование их деятельности. Унитарные предприятия– юридические лица, учрежденные государственным или муниципальным образованием в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и находится в государственной (муниципальной) собственности. Деятельность данных субъектов регулируется главой четвертой ГК РФ и ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ. Это организации, не наделенные правом собственности на имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту Российской федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции. Указанное имущество передается унитарному предприятию или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Виды унитарных предприятий: 1) на праве хозяйственного ведения: • федеральное государственное предприятие; • государственное предприятие субъекта Российской Федерации; • муниципальное предприятие; 2) на праве оперативного управления: • федеральное казенное предприятие; • казенное предприятие субъекта Российской Федерации; Перечень случаев создания государственных и муниципальных унитарных предприятий. Наименование унитарных предприятий. Учредительные документы. Уставной фонд. Ответственность по обязательствам.
2.3.6 Объединения хозяйствующих субъектов Ассоциации и союзы. Договорные или контрактные объединения. Простые товарищества. Консорциумы. Финансово-промышленные группы. Дочерние и зависимые общества. Холдинги. Ассоциации и союзы закон относит к некоммерческим организациям. Их задачи должны носить особый характер: изучение возможности сбыта товаров, продукции, услуг участниками объединения; сбор информации о контрагентах; помощь в проведении рекламных кампаний; организация ярмарок и выставок и другие действия в интересах участников объединения. Совершенствованию хозяйственной деятельности содействует вступление субъектов рынка в различные неформальные сообщества. Это так называемые договорные, или контрактные объединения. Одним из известных видов являются простые товарищества, создаваемые путем заключения договоров о совместной деятельности. Необходимыми признаками простого товарищества выступают: заключение участниками договора о создании такого товарищества; объединение имущества, средств, профессиональных знаний, деловых связей и обособление этого имущества в качестве общей долевой собственности; учет общего имущества на отдельном балансе одним из участников; выдача участниками доверенности лицу, на которое возложено ведение общих дел. Объединение в простое товарищество способно давать значительный экономический эффект. Оно позволяет участникам использовать объединенные денежные средства, что предпочтительнее кредита в банке. Появляется возможность использовать в общих целях складское хозяйство, транспортные средства и иное имущество отдельных партнеров. Видом контрактных объединений являются консорциумы. Они образуются предпринимательскими организациями для решения общих хозяйственных задач: реконструкции зданий, строительства складов, транспортных узлов, систем связи, прокладки дорог и т. д. ГК не регулирует деятельность таких формирований. На практике они создаются в качестве простых товариществ. К числу контрактных объединений относятся финансово-промышленные группы. Их деятельность регламентировалась ФЗ № 190-ФЗ от 30 ноября 1995 года «О финансово-промышленных группах», который в настоящее время утратил законную силу. ФПГ - это либо совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо совокупность юридических лиц, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Статьи 105 и 106 ГК РФ регулируют деятельность дочерних и зависимых обществ и предусматривают создание неформальных сообществ, построенных на участии капиталов различных организаций в уставных фондах друг друга. Такое участие дает высокий консолидирующий эффект. Подобные интегрированные образования называются холдингами и также являются видом контрактных объединений. Ст. 6 Федерального закона № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года предусматривает заключение договоров между основными и дочерними обществами, в силу которых основные общества вправе давать дочерним обязательные указания относительно их деятельности. Аналогичный порядок применяется в обществах с ограниченной ответственностью. В отношении холдингов имеется Временное положение о холдинговых компаниях, утвержденное указом Президента РФ от 16.11.92 № 1392. Специальный закон, регламентирующий деятельность холдингов, до настоящего времени не принят. 2.3.7 Характеристика субъектов, обладающих специальной правоспособностью Понятие и виды бирж. Товарная биржа–организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Деятельность биржевой торговли регулируется Законом РФ от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. от 29 июня 2004 года). Единственным учредительным документом биржи является устав. Кроме данного статутного документа следует также назвать локальный нормативный акт биржи – правила биржевой торговли. В данных правилах определяются: порядок проведения биржевых торгов, виды сделок, порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах; порядок регистрации и учета биржевых сделок, порядок котировки цен биржевых товаров, иные вопросы биржевой торговли. Учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица. Отдельно выделен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть учредителями: высшие и местные органы государственной власти и управления: банки и иные кредитные организации. Биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, она наделена специальной правоспособностью.
2.3.8 Правовое положение кредитных организаций Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ. Понятие кредитной организации. Форма собственности кредитных организаций. Организационно-правовые формы создания кредитных организаций. Понятие банка. Небанковская кредитная организация. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные Законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности только как хозяйственные общества. Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций. Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация имеет право, в отличие от банка, осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К ним, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения. Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы Российской Федерации, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков. Банковская деятельность - это один из видов предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 5 Закона о банках, она представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли. Перечень операций и других видов сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках: - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; - размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; - осуществление расчетов; - инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; - купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме; - выдача банковских гарантий и др. Для кредитной организации данным Законом установлена исключительная правоспособность. Это означает, что ей запрещено заниматься производственной, торговой, посреднической, страховой и иной деятельностью. В свою очередь, никакие другие юридические лица на территории РФ не вправе заниматься банковской деятельностью. Для регистрации кредитных организаций установлен разрешительный порядок. Учредители кредитной организации представляют в Банк России документы, перечень которых содержится в ст. 14 Закона о банках, На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения – не более 6 месяцев с даты представления необходимых документов. После принятия решения о государственной регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган (территориальный орган Федеральной налоговой службы) сведения и документы, необходимые для регистрации. После этого в течение одного месяца кредитная организация обязана сформировать заявленный уставной капитал, что является основанием для выдачи Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Срок действия лицензии не ограничен.
2.3.9 Правовое положение страховщиков Понятие страховой деятельности. Правовое регулирование. Понятие и правовой статус страховщиков. Страховщики – это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензию в установленном порядке. Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. Данные субъекты, так же, как кредитные организации, обладают исключительной хозяйственной компетенцией. Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам; наличие оплаченного уставного капитала, а также система перестрахования. Перестрахование – это деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятием последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, является Федеральная служба страхового надзора. К числу ее основных функций относятся: принятие решений о выдаче или отказе лицензий, осуществление контроля за соблюдением страхового законодательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 195. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |