Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оптимального режима труда и отдыха





Опыт знакомства авторов с результатами ряда НИР и НПР свидетельствует, что большинство специалистов при организации и проведении натурных экспериментов недостаточно качественно и полно проводят данный этап работы, что влечет к частым, достаточно серьезным ошибкам, а зачастую и к нерациональному расходованию и без того дефицитных ресурсов.

Авторы настоящего пособия, считают, что не только в специализированных научных учреждениях, но и в практических учреждениях системы Роспотребнадзора должен быть создан и эффективно использоваться информационный базис, оптимальный вариант которого - электронный (электронные каталоги). Тем более, что уровень обеспечения компьютерной техникой указанных учреждений сегодня можно считать достаточно высоким.

Следующая задача подготовительного периода - определение цели и задач исследования. Определение и цели, и задач позволяет четко регламентировать рамки предстоящего эксперимента в связи с конкретными условиями, что обеспечивает оптимальный алгоритм исследований, их полноту и достоверность результатов. В формулировании цели исследований достаточно часто допускается ошибка, когда целью обозначается проведение каких-либо исследований. Необходимо помнить, что общей целью натурного эксперимента, как и других гигиенических исследований, является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности, повышение уровня здоровья населения, улучшение демографических показателей. То есть, цель исследований должна быть созвучна определению гигиены, которая, как известно, ставит перед собой именно указанную выше цель.

Задачи должны быть сформулированы кратко, в порядке, соответствующем этапам выполнения работы.

Важная задача подготовительного периода - определение ресурсовдля выполнения планируемых исследований (финансовое и кадровое обеспечение, оснащенность приборами, оборудованием и т. д.). Немало примеров тому, когда неопределенность по данному вопросу, не гарантирующая полноценное ресурсное обеспечение, усугубляла экономические проблемы научных учреждений, органов и организаций системы Роспотребнадзора. Сущность данной проблемы заключается в том, что процесс разработки программ, алгоритма исследований весьма трудоемкий, зачастую затратный. Данное обстоятельство достаточно характерно для всех уровней - и федерального, и регионального, и местного. Хорошо известно, что целый ряд программ указанных уровней не финансируется. Безусловно данную проблему решить зачастую достаточно сложно, так как во всех случаях принятые программы сопровождаются обоснованной и утвержденной в установленном порядке сметой расходов. То есть, речь идет об ответственности руководителей любого звена за обеспечение принятых ими же решений, программ и т. д.

Для обеспечения работ необходимо шире привлекать ресурсы ведомств, предприятий, организаций, частных предпринимателей (юридических и физических лиц), тем более, что в ст. 11 «Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среди других обязанностей записано:

· «разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

· проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания».

Наряду с другими направлениями работ по выполнению данных обязанностей, как правило, необходимы и натурные исследования. В подавляющем числе случаев выполнение указанных обязанностей силами частных предпринимателей и юридических лиц не представляется возможным, так как требует специально подготовленного кадрового обеспечения, специалистов, владеющих методологией натурных исследований. В данной ситуации вполне оправданно привлечение средств частных предпринимателей и юридических лиц для выполнения НИР или НПР на договорных условиях, так как в решении гигиенических проблем заинтересованы и указанные лица, и органы и учреждения системы Роспотребнадзора.

Далее, в подготовительном периоде должно быть проведено изучение условий и характера труда, обучения, отдыха, быта контингента, предполагаемого в качестве наблюдаемого в рамках предстоящего натурного исследования. В большинстве случаев эти материалы имеются в учреждениях системы Роспотребнадзора, в связи с чем, в данном периоде необходимо еще раз проанализировать эти материалы. Значение решения этой задачи трудно переоценить, гак как оно позволяет четко определить рамки дальнейших этапов работ, выбрать оптимальные методологические и методические аспекты исследования. В частности, именно условия и характер труда, обучения, отдыха, быта диктуют необходимость выбора адекватных направлений и методик исследований, отбора тех из них, с помощью которых можно определить влияние конкретных, специфических для данного контингента неблагоприятных факторов среды обитания.

Следующая задача подготовительного периода - выбор рациональной (оптимальной) схемы натурного эксперимента, которая бы в полной мере отвечала его цели и задачам, была адекватна им. Если учитывать этапность осуществления натурных исследований, то, по мнению авторов, схему в приложении к задаче рационализации (оптимизации) режимов труда, обучения, отдыха и быта целесообразно представить в пояснениях к соответствующим этапам эксперимента, однако решать данную задачу необходимо уже в рамках подготовительного периода.

Задача определения методов и методик является одной из ключевых при планировании натурных экспериментов, а значит и подготовительного периода. От решения этой важной задачи во многом зависит получение достоверных результатов, что важно при минимуме использованных ресурсов.

Если иметь в виду, что настоящее методическое пособие посвящено использованию в натурных экспериментах физиологических экспресс-методов, то ниже приводятся требования именно к этим методам:

· высокая информативность;

· адекватность цели и задачам исследований;

· воспроизводимость;

· высокая чувствительность;

· непродолжительное время тестирования;

· возможность групповых исследований (для психофизиологических тестов);

· простота реализации тестов;

· безопасность для исследователей и волонтеров-испытуемых;

· экономичность.

Вместе с тем, эти требования справедливы и для других исследований, таких как биохимические, гематологические, иммунобиологические и т.д., которые в большинстве случаев проводятся в комплексе с физиологическими исследованиями или, что более правильно, физиологические исследования проводятся, как правило, в комплексе с перечисленными исследованиями.

В данном случае важен принцип - большое количество методик не означает, что будут получены более достоверные результаты. Достойны внимания и включения в эксперимент те методы и методики, которые в наибольшей степени отражают специфические воздействия неблагоприятных факторов среды обитания в конкретных условиях. То есть, при решении данной задачи подготовительного периода необходимо решить, какие методы и методики,могут обеспечитьполучение данных, максимально соответствующих конкретным, специфическим условиям жизнедеятельности обследуемого контингента. Например, если труд носит характер операторского, то, прежде всего, необходимо использование тестов, характеризующих состояние центральной нервной системы (ЦНС),психофизиологических функций. По-видимому, в данном случае будут не столь информативны тесты, результаты которых характеризуют состояние опорно-двигательного аппарата, органов дыхания. Ограничению подлежат и тесты, характеризующие состояние органов кровообращения, а также физическую работоспособность. Требование минимума методик и показателей при максимальной их информативности и чувствительности справедливо и по следующим соображениям:

· волонтеры, как правило, обследуются без отрыва от выполнения работы, учебы и недопустимо резко нарушать их рабочий (учебный) ритм;

· в большинстве случаев определению физиологических показателей сопутствуют другие исследования - биохимические, гематологические, иммунобиологические, антропометрические и т.д., которые требуют дополнительного времени.

Непременным требованием является безопасность и волонтеров, и исследователей при проведении наблюдений. Особенно это относится к электрофизиологическим исследованиям и в ряде случаев к изучению физической работоспособности. В рамках этих исследований могут быть созданы из-за различных субъективных и объективных причин ситуации, могущие принести ущерб здоровью испытуемых, что, вполне понятно, недопустимо с любых позиций.

При выраженной физической нагрузке в процессе производственной деятельности, выбор методов должен, например, ориентироваться на тестах, характеризующих состояние опорно-двигательного аппарата, ЦНС, органов кровообращения. То есть, выбранные методы исследования должны быть адекватны условиям и характеру труда.

Следует отметить и экономический аспект выбора адекватных методов исследования, а именно, выбор минимума методик, адекватно отражающих реакции обследуемых контингентов на специфические условия жизнедеятельности способствует экономии ресурсов, что, как указывалось выше, представляется немаловажным в современной экономической ситуации.

Далее, на подготовительном этапе проводится подбор волонтеров, от корректности которого во многом зависит достоверность результатов исследований. В приложении к задаче рационализации (оптимизации) режимов труда и отдыха, а также другим задачам, изложенным ниже, требования к включаемым в натурный эксперимент волонтерам следующие:

· личное, письменное согласие волонтеров участвовать в натурном эксперименте (для детского контингента согласие родителей);

· репрезентативность количества волонтеров, обеспечивающегополучение результатов, характеризующих свойства генерализованной совокупности;

· разделение волонтеров по профессиональной принадлежности, по полу, по возрастным группам, по специфическим условиям и характеру труда, быта и отдыха;

· уровень здоровья и функционального состояния, позволяющий без неблагоприятных последствий участвовать в качестве наблюдаемых в эксперименте.

Чрезвычайно важно первое требование, так как в статье 21, пункте 5 Конституции Российской Федерации записано - «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».

Далее в подготовительном периоде проводятся так называемые тренировочные исследования. То есть, у выбранных по указанным выше критериям волонтеров должны быть проведены исследования по включенным в схему эксперимента тестам. Тренировочные исследования ставят перед собой следующие задачи:

· отсев, исключение из наблюдений тех волонтеров, которые тяжело или неадекватно переносят исследования, во избежание возможных критических последствий;

· адаптация к условиям проведения исследования, к отдельным тестам, исключающая влияние на результаты элемента неожиданности, внезапности, что имеет особое значение именно при физиологических исследованиях;

· исключение из наблюдений волонтеров с так называемыми «выскакивающими» значениями определяемых показателей, что обеспечивает большую вероятность получения корректных и достоверных результатов.

И, наконец, последняя задача подготовительного этапа - формирование (окончательное) групп волонтеров с учетом отсева в процессе решения предыдущих задач указанного этапа. Как указывалось выше, наблюдения должны быть дифференцированы по профессиональным, возрастным, стажевым, половым и т. д. группам, а значит и подбор групп волонтеров должен быть соответствующим указанной дифференциации.

При формировании групп волонтеров для получения надежных результатов необходимо обеспечить репрезентативность наблюдений, если исследования проводятся не на всех представителях данных, конкретных групп населения, что в реальных условиях и имеет место. То есть, как правило, проводятсятакназываемыевыборочные исследования,представляющие генеральную совокупность (см. раздел 2). Таким образом, стоит задача обеспечения репрезентативности (представительности, показательности) выборочных наблюдений.

Для определения репрезентативности численности, объема выборочных исследований предложено много методов (формул). Наиболее проста и часто применяемая формула:

(1)

N - необходимое число единиц наблюдения в выборочном статистическом исследовании для получения репрезентативных результатов исследования, то есть максимально отражающих свойства генеральной совокупности;

t- задаваемый доверительный коэффициент (при численности наблюдения более 30 = 2, при меньшей численности - малой выборке - находится по таблице Стьюдента);

±s -среднее квадратическое отклонение, ориентировочно характеризующее колеблемость, рассеянность, «размах» изучаемого признака, явления, фактора;

n- число лиц, составляющих в целом данную группу населения, являющуюся объектом наблюдения (число, характеризующее генеральную совокупность);

D - задаваемая степень точности, то есть величина, отражающая задаваемое максимальное отклонение вариант в вариационном ряду от средней величины.

Пример 1.Необходимо определить число наблюдений, при котором с вероятностью 0,95 или 95% (t=2) колебания средней величины АДС у операторов компьютерной техники не превысят D = 4 мм рт. ст. Общее число операторов (n) = 120.

Из ранних аналогичных исследований известно, что ±sАДс у представителей данной профессиональной группы составляла ±6. Подставляем в формулу приведенные в примере значения и рассчитываем необходимое для получения достоверного результата, возможности 95%-ного безошибочного прогноза, число наблюдений:

Таким образом, в данном случае при указанных условиях генеральную совокупность (120 человек) могут представлять 8 операторов.

При задаваемой доверительной вероятности 0,99 или 99% необходимое число наблюдений будет равно:

То есть, для получения результатов с более достоверным прогнозом необходимо 13 наблюдений.

Следующий этап натурного эксперимента - собственно исследования, в рамках которых определяется состояние волонтеров по тем показателям, которые были включены в натурный эксперимент, в данном случае по физиологическим показателям.

На рисунке 3 представлена наиболее часто используемая схема организации собственно исследований, предполагающая проведение тестов в начале недельного рабочего цикла и в конце его. Как в начале, так и в конце данного рабочего цикла исследования проводятся до- и после рабочего дня. Исследования могут быть расширены. А именно, в некоторых случаях интерес представляют результаты исследований в середине рабочей недели, а иногда и результаты ежедневных наблюдений. Кроме того, могут проводиться динамические исследования в течение рабочего (учебного) дня, в частности, с целью выявления закономерностей изменений уровня работоспособности и связанного с данным показателем состояния центральной нервной системы, органов кровообращения, дыхания и т. д. Такое построение исследований дает возможность получения более полноценных результатов, однако эти исследования носят выраженный затратный характер. В связи с этим, в каждом отдельном случае необходимо определить целесообразность такого рода исследований, учитывая приведенный выше принцип - получение высоко информативных результатов при наименьших затрачиваемых ресурсах.

Исследования следует проводить в идентичных условиях, в фиксированное время, одними и теми же исследователями. Замена волонтеров в группах в начатых наблюдениях не допускается. В связи с этим, при формировании групп волонтеров должен быть обеспечен так называемый «запас» на случай выхода испытуемых из наблюдений. В противном случае может быть не обеспечена репрезентативность исследований.

Одним из условий корректности проведения собственно исследований является правильное оформление так называемой первичной документации (протоколов исследования). От качества протоколирования измеренных, определенных при исследованиях значений показателей во многом зависят оптимальные условия выполнения следующих этапов, а также достоверность полученных результатов.

Единые, стандартные требования к оформлению протоколов исследования отсутствуют. В зависимости от конкретных условий и задач натурного эксперимента могут быть использованы различные формы протоколов, примеры которых представлены в приложениях 1, 2, 3.

Форма протокола исследований, представленная в приложении 1 предполагает использование группового принципа. То есть, в один протокол заносятся результаты определения какого-либо одного или нескольких показателей для одной из групп наблюдений, в отдельные периоды наблюдений (до- и после экспозиции, до- и после функциональной нагрузки и т. д.).

В приложении 2 приводится форма протокола, в которой фиксируются результаты исследований у одного волонтера, но по всем определяемым в различные периоды наблюдений показателям.

В приложении 3 приводится удобная модификация группового варианта протоколирования с занесением в протокол для определенной группы волонтеров всех изучаемых показателей в какой-либо отдельный период наблюдений.

В некоторых случаях в рамках протоколов можно произвести начальную статистическую обработку (следующий этап), рассчитав, например, средние значения показателей в группе, их разность и т. д.

Выбор вариантов протоколов зависит от характера исследований и осуществляется исследователем в каждом отдельном эксперименте с учетом удобства обработки протокольных данных на последующих этапах работы, например, при группировке и статистическом анализе полученных данных в рамках собственно исследований.

Имеются некоторые общие, обязательные требования к оформлению протоколов, а именно, всегда должны указываться наименование наблюдений, дата, время, место, дополнительные условия их проведения и т.д. Обязательна подпись исследователя.

Следующий этап исследований - группировка и статистическая обработка результатов - один из наиболее ответственных. Успешность осуществления данного этапа определяется, прежде всего, качеством первичной документации (протоколов).

Как указывалось выше, для включения в статистический анализ необходимо выделить сравниваемые группы по полу, возрасту, стажу и другим значимым показателям. Статистический анализ именно по групповому принципу позволяет получить наиболее корректные, объективные результаты.

Статистический анализ полученных результатов также один из важнейших обязательных во всех случаях этапов натурного эксперимента.

Далее следует этап наглядного оформления материалов (результатов). Оформительские аспекты выполнения НИР или НПР подробно изложены в методическом пособии «Методология научно-практической деятельности в системе Роспотребнадзора», ссылка на которое дана в разделе 1 настоящего методического документа. Приводим лишь пример оформления результатов физиологических исследований в виде таблицы, по мнению авторов, построенной наиболее рационально для анализа полученных данных (приложение 4).

Таким образом, выполнив указанные выше этапы НИР или НПР, исследователи получают наглядно оформленный, статистически обработанный материал, что позволяет перейти к следующему этапу - анализу результатов исследования. По данному этапу трудно дать какие-либо конкретные рекомендации. Можно лишь указать, что для полноценного анализа полученных фактических данных необходимы высокий уровень общей и профессиональной подготовки исследователей, глубокое знание литературы, нормативных и методических документов по изучаемой проблеме. В частности, необходимо четко представлять значение каждого из тестов длясуждения о состоянии организма. Причем необходимо хорошо представлять не только роль каждого показателя в поддержании гомеостаза, но и знать, например, о чем свидетельствует в каждом конкретном случае динамика (увеличение или, наоборот, уменьшение) того или иного показателя.

При анализе результатов следует отметить, что возможны сравнения полученных результатов не только между группами наблюдений, но и с нормальными величинами или с нормограммами показателей.

В приложении к физиологическим показателям, в том числе описываемых в настоящем пособии, анализ результатов значительно облегчается, так как вопросы значения, роли, норм, закономерностей изменений, динамики показателей достаточно полно представлены в доступной литературе (часть источников приводится в соответствующем разделе пособия) и, кроме того, кратко изложены в данном издании.

По результатам анализа полученных в натурном эксперименте данных на следующем этапе работ необходимо сделать заключение (выводы),которое должно быть кратким, содержать несколько пунктов, конспективно отражать только сущность, основные результаты проведенной НИР или НПР.Главное требование к формулированию пунктов заключения - они должны полностью вытекать из сущности исследований, фактических и аналитических данных. Какие-либо умозаключения субъективного характера в заключении недопустимы.

Согласно задаче, которую ставит представляемая схема эксперимента, следующим этапов работы являетсяразработкаоптимального режима труда (обучения) и отдыха.При выполнении данного этапа также необходимо, чтобы разработанные режимы были основаны только на объективных данных, полученных в процессе эксперимента Исследователь должен четко обосновать каждый компонент предлагаемых (разработанных) режимов.

Обязательным этапом каждой НИР (НПР) является внедрение результатов исследований, что зачастую представляется весьма сложным, главным образом, в организационном плане, требует оптимального взаимодействия организаций - исполнителей НИР (НПР) и их руководителей с объектами и их руководителями, на которых осуществляется внедрение результатов. Достаточно часто внедренческий этап требует больших материальных затрат, что диктует исследователям необходимость опережающего выяснения ресурсных и, в частности, финансовых возможностей объекта.

По результатам внедрения результатов оформляется акт о внедрении.

В большинстве случаев данным этапом весь процесс выполнения НИР (НПР) заканчивается. Однако исследователей должна интересовать и отдаленная эффективность внедрения результатов. Так, имеют место случаи, когда в первые периоды внедрения налицо его эффективность, однако по прошествии определенного времени положительный эффект нивелируется и переходит в отрицательный, то есть, показатели здоровья наблюдаемого в эксперименте контингента не только приближаются к исходному уровню, но и снижаются.

Из опыта авторов пособия следует, что указанное обстоятельство встречается не так уж редко. Например, отмечены ситуации, когда внедрялись элементы вторичной профилактики, в частности, производилось выявление ранних признаков заболеваний или состояния предболезни и, соответственно, ранняя санация данного контингента без сочетания с первичной профилактикой. В результате, на первых порах заболеваемость снижалась, однако, не устраненные первичные факторы, приводящие к нарушению здоровья, продолжали свое негативное воздействие. В конце концов, наступал момент, когда, несмотря на элементы вторичной профилактики, компенсаторно-приспособительные, адаптационные механизмы исчерпывали свой резерв и, таким образом, показатели здоровья работников (обучающихся) резко снижались.

То есть, указанное выше свидетельствует о том, что необходим следующий этап - контроль и оценка эффективности реализации результатов (пролонгированный контроль ситуации).

И, наконец, следует заключительный этап - коррекция рекомендаций с внедрением нового их варианта.

Схема натурного эксперимента, применяемая с целью научного обоснования эффективности тех или иных профилактических мероприятий,отличается от предыдущей только в осуществлении собственно исследований.

Например, на каком-то предприятии внедряется комплекс новых оздоровительных мероприятий. Перед натурным экспериментом ставится цель -определение эффективности внедряемых рекомендаций по оздоровлению работающего (обучаемого) контингента. Вполне вероятно, что данный комплекс в конкретных условиях может не проявить ожидаемую (прогнозируемую) эффективность.

Как правило, в этом случае эксперимент строится следующим образом. Выделяются группы наблюдений (группы волонтеров) с соблюдением принципов, указанных выше. Выделяются 2 группы волонтеров, одна из них контрольная (без внедрения оздоровительного комплекса), 2-ая группа - основная (работает в условиях внедренного оздоровительного комплекса). Далее у всех волонтеров определяются исходные показатели по выбранным методам исследования и после экспозиции, то есть через какое-то время (от 30 и более суток). То есть в данном случае имеет место продольное, динамичное наблюдение. Причем необходимо проводить исследования обеих групп волонтеров в стандартных условиях, одними и теми же исследователями.

Следует отметить, что изучаемые в эксперименте показатели могут зависеть от множества факторов. В связи с этим, как правило, и при исследовании исходных показателей, и при исследовании показателей после экспозиции, тестирование проводят до- и после рабочего дня (функциональной нагрузки).

Большой опыт проведения натурных экспериментов по обсуждаемой схеме свидетельствует, что по реакции на функциональную нагрузку со значительно большей достоверностью выявляются различия между группами наблюдений. По-существу, имеет место в данном случае нагрузочный тест, а рабочий день или его часть являются функциональной нагрузкой.

При проведении исследований по данной схеме статистическому сравнительному анализу подлежат следующие пары вариационных рядов:

· исходные показатели до работы - показатели после экспозиции до работы;

· исходные показатели после работы - показатели после экспозиции после работы;

· показатели до работы при определении исходных данных - показатели после работы при определении исходных данных;

· показатели до работы при определении их после экспозиции - показатели после работы при определении их после экспозиции.

Как правило, указанная схема статистического анализа позволяет с большой достоверностью свидетельствовать об эффективности (или ее отсутствии) профилактических мероприятий.

Для научного обоснования неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровьенаселениясхема эксперимента также отличается от предыдущих организацией собственно исследований. Например, перед Роспотребнадзором какой-либо территории стоит задача определить имеет ли место неблагоприятное влияние на здоровье и функциональное состояние населения атмосферных загрязнений, источником которого являются или промышленное предприятие, или их комплекс, или предприятия транспорта (порт, аэропорт и т.д.).

Как правило, при организации эксперимента по данной схеме выделяются 2 репрезентативные группы наблюдений: первая группа - население, проживающее в условиях относительно чистого атмосферного воздуха (концентрации атмосферных загрязнений ниже ПДК) - контрольная группа (контрольный район), вторая группа - население, проживающее в районе источника загрязнения воздушной среды (концентрации загрязняющих веществ выше ПДК) - основная группа. То есть, в данном случае имеет место эпидемиологическое исследование типа «случай – контроль».

Маркером вредного действия при проведении подобных исследований в большинстве случаев служит детский контингент, как наиболее чувствительный к неблагоприятным влияниям среды обитания. При этом, если иметь в виду использование физиологических методов исследования, изложенных в пособии, возникает вопрос - с какого возраста можно отбирать в группы наблюдений детей? Опыт авторов позволяет рекомендовать набор детского контингента начиная с возраста 9 лет, для которого может быть скорректирована лишь методика определения мышечной работоспособности.

Одним из важнейших принципов подбора сравниваемых групп наблюдаемых является их однородность по возрасту, полу, социальным, в частности, бытовым условиям, проживанию в климато-географических зонах и т. д. Для выполнения данного принципа, как правило, проводится предварительное анкетирование участников эксперимента (их родителей). В результате из групп наблюдений исключается определенное число волонтеров, но при этом результаты в группах будут иметь право быть сравниваемыми, а итоги исследований будут высоко достоверны.

Также как и в рамках предыдущей схемы, исследования в сравниваемых группах должны совпадать по времени (быть близкими по времени), проводиться в идентичных условиях, одними и теми же исследователями, с использованием идентичных приборов, приемов, модификаций методов.

Наиболее достоверные результаты по данной схеме натурного эксперимента могут быть получены при динамичных исследованиях. То есть, необходимо как в контроле, так и в основной группе определять показатели до уроков и после них (функциональная нагрузка). Статистическому анализу по обсуждаемой схеме подлежат следующие пары наблюдений:

· показатели в контроле до уроков - показатели в основной группе до уроков;

· показатели в контроле после уроков - показатели в основной группе после уроков;

· показатели в контроле до уроков - показатели в контроле после уроков;

· показатели в основной группе до уроков - показатели в основной группе после уроков.

В заключение настоящего раздела необходимо отметить, что приведенные схемы натурных экспериментов могут быть скорректированы с учетом конкретных, специфических условий. Главное в данном плане, чтобы не были нарушены основы методологии исследований и эти исследования были адекватны цели и задачам эксперимента.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...