Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Охрана окружающей среды при строительстве автодорог и аэродромов




2.22.1. Воздействие строительных процессов на среду

Оценка экологической безопасности автомобильных дорог должна охватывать следующие группы ивиды воздей­ствий, различающиеся по источникам их возникновения:

а) Транспортные загрязнения (выбросы) — выбросы
транспортных средств, пользующихся дорогой: отработан­
ные газы, транспортный шум, пылевидные (твердые) вы­
бросы и продукты износа покрытий, загрязняющие воздух,
почву и водные стоки на прилегающей территории.

б) Изменения природных и хозяйственных систем
вследствие внедрения дороги и входящих в ее комплекс ин­
женерных сооружений: изъятие земель, переформирование
рельефа, изменение стока, уровня иусловий движения грун­
товых вод, разделение биосистем ихозяйственных угодий,
существующей инфраструктуры.

в) Технологические воздействия при выполнении стро­
ительных или иных работ: загрязнение атмосферы, почвы и
водоемов при работе дорожных машин, производственный
шум, распространение пыли, временное изъятие, засорение
земель.

Основными объектами воздействия автомобильных дорог на окружающую среду являются следующие компо­ненты.

Природные:

— воздух (загрязненность газами, пылью, уровень шу­
ма, микроклимат);

— водные ресурсы (загрязненность поверхностного
стока, водоемов, подземных вод, изменение уровня грун­
товых вод);

— земельные ресурсы, почва (стабильность грунтовых
масс, сопротивляемость эрозии, плодородность почвенного
слоя);

— биологические ресурсы (растения, животные суши,
водной среды, сельскохозяйственное производство).

 

Социально-экономические:

— условия обитания населения (санитарные, психоло­
гические параметры);

— экономические интересы сообщества, отдельных
лиц (возможности экономического развития, рабочие места,
сохранность жизненного уклада);

— землепользование (жилье, сельское хозяйство, леса
рекреация, дачное хозяйство), размещение промышленных
и других предприятий;

— транспортная инфраструктура (доступность со­
циальных объектов, сохранность сложившейся системы
связей);

— объекты научного и духовного значения (памятники
истории и культуры, археологические объекты, заповедные
территории, природные феномены);

— эстетика ландшафта (природного, окультуренного,
урбанизированного).

2.22.2. Основные направления охраны окружающей среды при строительстве автодорог и аэродромов

При выполнении работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог следует рассматривать следующие направления охраны природной среды и рацио­нального расходования природных ресурсов:

• сокращение земельных площадей, отводимых в соот­
ветствии с действующими нормативами для постоянного,
временного и разового использования, максимальное сбе­
режение сельскохозяйственных угодий, особенно пашни,
пойм илесных водоохранных полос вдоль рек; других зе­
мель, непосредственно прилегающих к рыбохозяйственным
водоемам;

• уменьшение объема использования в сооружениях
природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной
полосе (грунт, минеральные материалы, лес, почва и т. п.);

• сохранение плодородного слоя почвы на землях,
отводимых для временного и разового использования,
рекультивации нарушенных земель, восстановление на­
рушенных условий обитания и воспроизводства всех жи­
вотных и рыб;

• •  предотвращение недопустимого загрязнения поверх­
ности земли, водоемов, атмосферы отходами, побочными
продуктами и технологическими воздействиями (пыль,
отработавшие газы двигателей, продукты испарения лету­
чих веществ и другие газы, твердые выбросы, противоголо­
ледные, обеспыливающие и другие химические вещества,
шум, вибрация и др.); недопущение превышения установ­
ленных предельно допустимых уровней загрязнения и воз­
действия;

• •  предотвращение возможности возникновения по
причине выполнения работ отрицательных гео- и гидро­
динамических явлений, изменяющих природные условия
(эрозия, осушение, заболачивание, оползни, осыпи и т. п.,
а также изменение гидрологического и биологического ре­
жимов естественных водоемов;

• •  предупреждение непосредственного уничтожения,
повреждения или ухудшения условий существования лю­
дей, животных, растительности вследствие выполнения
работ (изменение ландшафтов, расчленение угодий, засыпка
русел рек, заливов, стариц, нарушение сложившихся связей,
путей перемещения и т. п.);

• •  предупреждение эстетического ущерба вследствие
резкого изменения визуально воспринимаемых ландшаф­
тов, внедрения в них чужеродных элементов, а также вслед­
ствие уничтожения или изменения форы объектов индиви­
дуального зрительного восприятия (отдельные постройки,
старинные сооружения, геологические образования, круп­
ные деревья или их группы и т. п.).

2.22.3. Мероприятия по охране окружающей среды

• На основе оценки и анализа воздействия автодороги на окружающую среду принимаются решения о необходимости назначения следующих мероприятий:

•      При наличии недопустимого уровня транспортного
воздействия на участках проложения автодорог, с целью
исключения ухудшения условий проживания населения в
процессе эксплуатации этих дорог, следует предусматривать
защитные зеленые насаждения, земляные валы, защит ные экраны или изменение проложения трассы с обходом населенных пунктов. В частности, следует рассматривать проложение автодороги на отдельных участках на эстака­дах, переходы и переезды через автодорогу — с устройством путепроводов: при наличии в зоне влияния автодорог ферм и пастбищ для скота, а также путей миграции животных, следует предусматривать устройство скотопрогонов.

• Для предотвращения бытового загрязнения при­
легающих к дороге территорий, необходимо при проек­
тировании автобусных остановок, площадок отдыха предусма­
тривать сбор, вывоз и обеззараживание бытовых отходов.

• При наличии в районе строительства автомобильной
дороги или мостового перехода зоны охраны памятников
проложение трассы указанных объектов в пределах охран­
ной зоны допускается только при разрешении органов го­
сударственного управления.

Дорожные службы на различных этапах строительства должны проводить следующие мероприятия:

— сохранение или улучшение существующего ланд­
шафта;

— защиту почв и растительности;

— повышение устойчивости земляного полотна на
оползневых участках;

— создание благоприятных условий для использования
землевладельцами в дальнейшем временно выделяемых зе­
мель под дорожно-ремонтные работы;

— защиту поверхностных и грунтовых вод от загрязне­
ния дорожной пылью, горюче-смазочными материалами,
обеспыливающими, противогололедными и другими хи­
мическими веществами;

— выполнение мероприятий по предупреждению за­
грязнения воздуха выбросами в атмосферу газов и пыли, а
также защиту от шума и вибрации.

При планировании, составлении проектно-сметной документации и выполнении работ по строительству, ре­конструкции и ремонту автомобильных дорог должны рас­сматриваться мероприятия по минимальному изъятию зе­мельных площадей и использованию природных ресурсов,

сбережению сельскохозяйственных угодий (особенно паш­ни), сохранению плодородного слоя почв, предотвращению загрязнения поверхности земли, водоемов и атмосферы, а также по предупреждению возможности возникновения от­рицательных гео- и гидрологических явлений, эстетического ущерба и непосредственного уничтожения или ухудшения условий существования животных, птиц и растительности. Для проведения указанных мероприятий должны по возможности использоваться земли несельскохозяй­ственного назначения или сельскохозяйственные угодья худшего качества. Из земель лесного фонда прежде всего необходимо использовать массивы, занятые кустарником и мелколесьем неценных пород. При необходимости изъятия земель сельскохозяйственного назначения и земель, по­крытых лесом, следует обосновывать принятые решения технико-экономическим расчетом исравнением возможных вариантов.

2.22.4. Дополнительные меры по снижению отрицательных воздействий на окружающую среду

В наше время складывающаяся ситуация в дорожной отрасли требует дополнительных мер по снижению отри­цательного воздействия дорог на окружающую среду:

• расширения применения искусственных и расти­тельных барьеров вдоль автомагистралей для снижения уровня шумового воздействия и загрязнения прилегающих
территорий;

• совершенствования конструкций дорожных покры­тий для уменьшения шумового воздействия и пылеобразования;

• расширения применения эстакад, виадуков и тонне­лей взамен высоких насыпей и глубоких выемок;

• повышения требований к водоотводным сооружени­ям и конструкциям укреплений откосов для предотвраще­ния водной эрозии, организации стока загрязненных вод с осуществлением при необходимости их очистки;

• устройства сооружений, предотвращающих появле­ние животных на дорогах и предоставляющих возможность их безопасной миграции через автомагистрали;

• уменьшения системы стеснения потоков водопро­
пускными дорожными сооружениями;

• создания дренажных и водоотводящих сооружений
для предотвращения заболачиваемости прилегающих тер­
риторий.

2.22.5. Рекультивация земель

Рекультивация земель представляет комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и на­роднохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. Предприятия, организации и учреждения на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях обязаны по миновании надобности в этих землях за свой счет приводить их в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве строительных работ на других землях (земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортов, заповедников, государственного запаса и водного фонда) — в состояние, пригодное для использования их по назначению.

Преобладающими направлениями рекультивации зе­мель следует считать сельскохозяйственное, лесохозяйствен-ное и водохозяйственное. В связи с сокращением земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, при восстановлении нарушенной территории следует отдавать предпочтение рекультивации земель для сельскохозяй­ственных целей.

При сельскохозяйственной рекультивации главное внимание рекомендуется уделять подготовке поверхности нарушенных земель и разработке агротехнических меро­приятий, направленных на улучшение или создание пло­дородия восстанавливаемых земель.

При рекультивации земель, нарушенных при добыче строительных материалов, рекомендуется на месте отрабо­танных карьеров устраивать водоемы различного назначе­ния. Особенно это относится к карьерам, разрабатываемым гидромеханизированным способом. Выработанное про странство таких карьеров, как правило, всегда обводнено, проведение специальных мероприятий по водообеспечению не требуется. Рекультивационные работы здесь в основном сводятся к благоустройству надводных откосов бортов карь­еров и прилегающей к ним территории.

Работы по рекультивации земель в соответствии с тре­бованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов должны начинаться в период реконструкции или строительства автомобильной дороги и заканчиваться не позднее чем через 1 год после их окон­чания. Заключительным этапом рекультивации является передача в установленном порядке восстановленных земель и угодий землевладельцам.

Рекультивация нарушенных земель проводится, как правило, в два этапа.

— Технический этап предусматривает: подготовку по­
верхности для производства основных работ (отвод поверх­
ностных вод и осушение участков, расчистка поверхности
от посторонних предметов); снятие растительного (почвен­
ного) слоя, транспортирование и укладка его в штабеля
для хранения; разработка подстилающих пород и пород,
пригодных для целей рекультивации (при разработке ме­
сторождений), транспортирование и укладка их в штабеля;
планировка отработанных площадей и формирование от­
косов; распределение ранее снятого растительного грунта
на спланированную поверхность.

— Биологический этап рекультивации заключается в
восстановлении плодородия нарушенных земель, созда­
нии растительного покрова, возобновлении фауны. При
биологической рекультивации территорий для сельскохо­
зяйственных целей производят внесение удобрений, куль­
тивирование, орошение, известкование, гипсование, посев
многолетних трав и другие мероприятия.










































































































Вопросы для самоконтроля

1. Какие группы и виды воздействий должны учитываться при оценке экологической безопасности автомобильных до­рог?

2. Какие направления охраны природной среды и ра­
ционального расходования природных ресурсов следует рас­
сматривать при выполнении работ по строительству, ремонту
и содержанию автомобильных дорог?

3. Какие дополнительные меры необходимы в дорожной
отрасли для снижения отрицательного воздействия дорог на
окружающую среду?

4. Что из себя представляет рекультивация земель?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 1239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...