Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Описать организационные формы объединения предприятий: концерны, конгломераты, консорциумы, финансово - промышленные группы, холдинги




Господствующей тенденцией на протяжении всей истории развития является концентрация производства.

Процесс концентрации производства и капитала выражается в формах концентрации на уровне предприятия (концентрация отдельных производственных единиц) и производственно-хозяйственных комплексов.

На уровне предприятия концентрация проявляется в росте его размеров и мощности, в сосредоточении большей части производства и рабочей силы отдельной отрасли на наиболее крупных предприятиях.

Концентрация производства на уровне отдельного предприятия служит объективной основой концентрации на уровне фирмы. Процесс создания крупных фирм, объединяющих ряд предприятий, стимулируется рядом причин. Крупная фирма, включающая несколько предприятий оптимального размера в той или иной отрасли, более эффективна, чем фирма, имеющая одно предприятие оптимального размера. Это достигается с помощью более гибкого маневра производственными и финансовыми ресурсами, благодаря большим возможностям научно-исследовательской деятельности, экономии на рекламных и управленческих расходах.

Рост концентрации производства, понимаемый как увеличение удельного веса крупных компаний в промышленности, можно разделить на три взаимосвязанных процесса: горизонтальную, вертикальную интеграцию и диверсификацию.

Горизонтальная интеграция — это увеличение удельного веса крупных фирм внутри отрасли.

Вертикальная интеграция — распространение крупных фирм в другие отрасли, которые являются последовательными ступенями производства по отношению к основной отрасли.

Диверсификация — проникновение крупных фирм в другие отрасли, не имеющие видимой производственной связи с основной отраслью.

В настоящее время известны следующие хозяйственные структуры объединения предприятий:

Концерны – это форма договорных крупных сверхобъединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений.

Концерн представляет собой промышленный комплекс, объединяющий различные заводы, комбинаты, часто несвязанные или самые отдаленные технологические и производственные связи друг с другом.

Одной из важнейших функций промышленных концернов на современном этапе развития стала функция сбыта. Эта функция имеет не меньшее значение, чем производство. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

Наряду с производственными и сбытовыми функциями концерны выполняют и банковские функции для входящих в них предприятий, которые они контролируют. Кроме того, они кредитуют другие промышленные фирмы, своих поставщиков, торговые дома, фирмы. В составе концернов могут быть финансовые компании.

С развитием научно-технического прогресса концерны превращаются в научно-технические центры, имеющие исследовательские лаборатории. В таких концернах научные исследования, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

Все действующие концерны и корпорации делятся на транснациональные и многонациональные.транснациональные концерны (ТНК) находятся в собственности или под контролем предпринимателей одной страны, а многонациональные - с международным распределением акционерного капитала. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

2. Конгломерат - это многоотраслевое объединение, концентрирующее в своих руках производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой по своей промышленной технологии. В такой фирме могут сочетаться выплавка металлов, выпуск различных приборов и прокат кинофильмов, производство самолетов и спортивных товаров в основе образования конгломератов лежит стремление предпринимателей к более высокой норме и массе прибыли.

Отличия конгломерата от концерна заключается в следующем:

–отсутствие четко выраженной доминирующей продукции;

–зависимость в меньшей степени, чем концерны, от рыночных, сезонных и конъюнктурных факторов;

–конгломераты обладают значительно большими финансовыми ресурсами, чем концерны, поэтому они могут осуществлять долгосрочные инвестиционные программы, что не под силу концернам;

–управление конгломератами более сложно, чем концернами.

3. Консорциум - это объединение предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи. Консорциумы создаются в основном для реализации крупномасштабных проектов, необходимость обеспечения которых требует объединения финансовых, технических средств и организационных усилий. Соглашение о консорциуме может быть заключено с целью участия в международных торгах, оказания любого рода услуг, в процессе реконструкции и модернизации промышленных объектов, создания объектов за рубежом. Действие консорциума может иметь разовый характер (при строительстве объекта), кратковременный и долговременный. Консорциум может быть создан одной из существующих организационно-правовых форм.

4. Финансово-промышленные группы (ФПГ) создаются путем объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий, организаций, финансово-кредитных учреждений (в том-числе банков), инвестиционных организации в целях повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических связей, привлечения инвестиций и ускорения научно-технического прогресса.

В соответствии с действующим законодательством в ФПГ могут входить производственные, научно-производственные предприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, банки, инвестиционные фонды, холдинговые и страховые компании, торговые фирмы, строительные и транспортные предприятия, биржи. В состав ФПГ кроме коммерческих, могут быть включены и некоммерческие организации, в том числе иностранные. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Несмотря на то, что ФПГ является консолидированным субъектом экономики, необходим лидер, заинтересованный в реализации новых идей. Таким лидером может быть как промышленник, так и банкир.

Создание ФПГ с участием предприятий России и СНГ позволит сохранить единую цепочку технологически зависимых предприятий, а также укрепить и развить на новой организационно-экономической основе интегрированные процессы.

5. Большое распространение в России получило такое хозяйственное объединение предприятий, как холдинг. Холдинг - что предприятие любой организационно-правовой формы, владеющее акциями других компаний. Российские нормативные акты предусматривают два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый). Финансовым считается холдинг, более 50% капитала которого составляют ценные бумаги других предприятий и другие финансовые активы. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности финансовый холдинг не имеет права, поскольку такой холдинг объединяет капиталы, а не предприятия. Поэтому этот холдинг по своему существу не является объединением предприятий.

Смешанный холдинг характеризуется тем, что его материнская компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Холдинги смешанного типа больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий. Холдинги такого типа могут также выполнять функции генерального подрядчика, осуществлять научно-техническую и коммерческую деятельность.

Холдинговая компания может быть зарегистрирована в любой организационно-правовой форме, допускаемой законодательством.

В состав холдинга могут входить:

–материнская холдинговая компания (собственно холдинг);

–дочерние предприятия;

– зависимые предприятия.

В соответствии с гражданским законодательством России предприятие признается дочерним в том случае, если его решения могут определяться другим предприятием в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо заключенного между ними договора. Зависимым гражданское законодательство России признает такое предприятие, в котором другое предприятие обладает более чем 20% его голосующих акций или долей в уставном капитале.

Цели создания холдингов смешанного типа:

–Обеспечение необходимых объемов производства конкурентоспособной продукции и поддержание устойчивого функционирования технологически связанных предприятий, научно-исследовательских, технологических организаций.

–Освоение новой продукции и расширение масштабов производства на основе развития связей между дочерними предприятиями.

Широкое распространение холдингов объясняется тем, что они способны реально увеличивать масштабы хозяйственной деятельности предприятий, поэтому и являются одной из наиболее эффективных форм предпринимательства.

6. Картели представляют собой объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности. Для картеля характерно наличие следующих Признаков: договорный характер объединения сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность, совместная деятельность по реализации продукции.

Синдикат - форма договорного объединения предприятий, предполагающая централизацию снабжения организаций — членов синдиката и сбыта производимой продукции. Таким образом, создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между его участниками области закупок сырья и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается (в форме, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) специальный орган в качестве дирекции синдиката, который собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами зафиксированном договоре.

Синдикат берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении хозяйственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий.

Объединение предпринимателей картельного типа предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников, называется пулом. Прибыли участников пула поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними в заранее установленных пропорциях.

Объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер. Например: торговый пул — объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

Таким образом, в мировой практике функционируют различные организационные формы объединения предприятий. Все перечисленные хозяйственные структуры представляют собой объединения предприятий по организационной структуре, а не по организационно-правовым формам. По своей организационно-правовой форме эти хозяйственные структуры, как правило, представляют собой корпорации, включающие множество лишенных юридической самостоятельности предприятий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...