Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Охотничьих пантомимах, если бы они сохранились. Но в том-то и




Трагедия театрального искусства, что оно существует только во

Время исполнения. А может быть, это счастье его, потому что

Сообщения, заложенные в театральном представлении, все время

211

Меняются и «читаются» из них — самые актуальные. Театральное

Представление меняется в соответствии с изменением жизни народа,

Который их сотворил.

Итак, первобытное изобразительное искусство и театрализованные

Пантомимы — первые свидетельства человеческого опыта, его истории,

Определенных знаний. Это еще не было искусство в полном смысле

Этого слова, так же, как каменный топор или выдолбленная из бревна

Лодка — еще не техника. Это было, вероятно, эмбриональное состояние

Человеческих знаний, попытка освоить мир непонятных явлений. Это

Было началом двух видов человеческой деятельности — искусства и

Науки.

Ведь, изображая животного или охоту на него, человек в какой-то

Степени занимался его изучением, познавал его, чтобы подчинить себе.

Первобытный человек, бессознательно создавая художественные

Образы (живописные и театральные), познавал мир.

Этот небольшой экскурс в любопытный и таинственный для меня мир

«детства человеческого рода» понадобился для того, чтобы понять, что у

Науки и искусства — одни и те же источники, одни и те же цели —

Познавать мир во всем его многообразии и, насколько это возможно,

Переделывать его и приспосабливать его к себе, приспособиться к нему

Или подчинить его себе.

Прошло время. Много времени. Миллион лет. Искусство и наука

Выросли в самостоятельные области человеческой деятельности. Наука

И искусство пошли совершенно разными путями, способы мышления их

Стали совершенно различными, противоположными, — только цель

Осталась одна.

Вообразим, если это возможно, что где-то собрались знакомые для

Всех нас лица и повели между собой примерно такой разговор.

А.ЭЙНШТЕЙН [великий физик). В научном мышлении всегда

Присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука

Требуют однородного мыслительного процесса.

Б.БРЕХТ [великий реформатор, весело кивает в знак согласия). Люди,

Ничего не смыслящие ни в науке, ни в искусстве, полагают, что обе эти

Области, в которых они ничего не смыслят, вообще не схожи между

Собой. Они воображают, будто оказывают услугу науке, позволяя ей

Чуждаться всякой фантазии, и покровительствуют искусству, запрещая

Требовать от него мудрости.

ЛЕКТОР [по эстетике, суммируя все сказанное). В отличие от многих

Идеалистических школ, отрывающих искусство от науки, марксизм-

Ленинизм считает, что между наукой и искусством существует общность,

Так как они — две формы единого процесса отражения мира. Общность

Состоит, прежде всего, в том, что у искусства и науки — один и тот же

Объект изучения. Между наукой и искусством существует внутренняя

Связь и единство, которое выражается, прежде всего, в том, что обе

Идеологические формы отражают объективную материальную дей-

Ствительность.

САМСОН [Караска из «Дон Кихота»). Все это так, но одно дело — поэт,

А другое дело — историк. Поэт, повествуя о событиях или же воспевая их,

Волен изображать их не такими, каковы они были в действительности, а

Такими, какими они долженствовали быть, историк же записывает их

Такими, каковы они были в действительности, ничего при этом не опуская

И не присочиняя.

Все правильно: наука оперирует фактами, искусство мыслит

Образами. Отличительная особенность науки — точная и строгая

Постановка задач, основной метод — количественный анализ, основное

Орудие — математическое исчисление. На основании количественного

Анализа можно сделать абсолютно точные выводы, создать формулы,

Которые будут являться количественно точным изображением данного

Элемента, явления, процесса.

212

Летом множество людей устремляется к морю. Море огромное,

Беспокойное, бушующее, усыпляющее, свирепое и злое, милосердное и

Ласковое, томящее и пьянящее, великое, безграничное, самое...

А вот его химический состав.

Морская вода (Сухуми)

Мл/л

5392

623

233

9390

1270

152

0,12

520,0

192,0

0,180

0,02

---

Мг/экв/л

231,00

51,24

11,63

265,90

26,44

2,49

И т.д., и т.п.

% экв.

78,6

17,4

4,0

90,1

9,0

0,9

Компоненты

Натрий + Калий

Магний

Кальций

Хлор

Сульфат

Гидрокарбонат

Литий

Натрий

Калий

Рубидий

Цезий

Йод

Вот вам точная формула всех компонентов морской воды (моря),

Взятой в сухумской бухте.

Но поди нырни и выкупайся в этой формуле.

Можно составить такие же формулы воды для всех морей и океанов.

Можно прибавить к этому глубинные карты, изучить все морские

Течения, теплые и холодные. Прибавить к этому тома, описывающие

Жизнь рыб, крабов, акул, медуз, водорослей.

Можно изучить законы образования айсбергов и причины бурь в

Бискайском заливе и возле мыса Доброй Надежды, и все же не познать

Море...

Рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море», музыка Клода Дебюсси

(3 симфонические эскиза) «Море» силой творческого проникновения в

Самую суть явления, средствами художественного обобщения создадут

Картину моря, не менее точную, чем формула, а может быть, в чем-то и

Более точную.

БЕЛИНСКИЙ {неистовый Виссарион). Философ говорит

Силлогизмами, поэт — образами, а говорят они об одном и том же.

Политэконом, вооружась статистическими данными и таблицами,

Доказывает, воздействуя на ум своих читателей или слушателей, что

Положение такого-то класса в обществе намного улучшилось или

Намного ухудшилось вследствие таких-то причин. Поэт, вооружась жи-

Вым и ярким изображением действительности, показывает с помощью

Правдивой картины, действуя на фантазию своих читателей, что

Положение такого-то класса в обществе действительно намного

Улучшилось или ухудшилось по такой-то и такой-то причине. Один

Доказывает, другой показывает, и оба убеждают. Только один —

логическими доводами, другой — картинами {выделено мной. — М.Т.).

Научное и художественное нельзя рассматривать как абсолютные

Противоположности. Наука и искусство не могут вопреки всему

Развиваться параллельно, не соприкасаясь. Это две стороны одного

Процесса познания.

Искусство, .к ак и наук а, отражает жизнь. Но, в отличие от

Науки, делает это не с точностью отражающего зерк ала,

Которое беспристрастно воспроизводит то, что перед ним, —

Всякое отраженное искусством явление есть, в известной

213

Мере, суждение о нем, а, следовательно, и отношение к нему. Искусство

Всегда субъективно.

В отличие от науки искусство имеет свои специфические признаки:

1. обобщение;

2. индивидуальность;

3. эстетичность;

Вымысел.

Разница между наукой и искусством заключается, вероятно, в том, что

Они представляют собой две проекции одной и той же картины

Объективной действительности. Наука ищет общие закономерности для

Сотни и тысячи одних и тех же явлений. Для науки, например, очень

Важно 100 случаев одного и того же явления. Для нее не важен только

Й случай. Наука, изучив 100 случаев, может сделать вывод,

Определить закономерность. Наука ищет один закон для всех 100

Случаев. Но для искусства важен именно этот 101-й случай.

Единственный случай, который отражает в своей индивидуальности и

Неповторимости все остальные. Обобщающий, но не теряющий своей

Индивидуальности, он отражает своеобразие личности художника.

Вся наука объединилась для создания единой картины мира, и, если

Бы Эйнштейн не обнаружил закона относительности, его рано или

Поздно обнаружил бы кто-то другой. Но никто, кроме великого Джотто, не

Создал бы гениальных, неповторимых фресок в падуанской капелле










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...