Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Смысле общественной организации более сложным явлением. Оно




Предполагает более согласованные действия сразу многих людей. ,

Поколения сменяли поколения, и в каждом следующем закреплялся некий

Опыт, накопленный предшественниками, — точно так же происходит и сегодня,

209

В наше время. Появились первые наскальные изображения. Все они

Представляли собой сцены охоты и «портреты» зверей. Каменный топор

С деревянной рукояткой и наскальные изображения мамонтов, бизонов,

Страусов и оленей возникли почти одновременно. Рисунки на скалах

Первобытные художники высекали каменным топором. Чудо техники и

чудо искусства! Они стояли рядом на заре человеческого гения.

Вряд ли древний человек был так уж увлечен созданием первобытных

«выставок изобразительного искусства»! Но какая-то важная

Необходимость создавать эти изображения у него, вероятно, все же

Была. Вряд ли на такую деятельность его толкала потребность

Приобщиться к изящным искусствам, создать художественное

Произведение. Хотя, в какой-то степени, и это возможно. Искусствоведы

До сих пор не могут ответить категорическим «нет» на этот вопрос, как

Впрочем, и на многие другие. Но все же главной причиной было не это.

Трудно себе представить, что человек, живущий в пещере,

«обрисовывал» свои интерьеры, чтобы украсить свое жилище.

Вероятно, наскальные изображения служили более важным целям.

Как уже было сказано выше, вся жизнь первобытного человека

Протекала в непрерывной борьбе и волнениях. Его раздумья касались

Непонятных явлений, встречающихся на каждом шагу. Мир был для него

Непонятным и страшным, и поэтому исключительно большое место в

Нем занимала эмоциональная психическая сторона жизни.

То, к чему человек привык, к чему приспособился на протяжении

Веков, не вызывало у него ни волнения, ни раздумий, ни страха. Но были

Явления, которые он не в силах был объяснить. Его поражало, например,

Отражение предмета в воде, а еще больше — его собственное

Отражение. Непонятно было происхождение тени, то появляющейся, то

Исчезающей, то вырастающей, то укорачивающейся. Непонятно и

Страшно было возникновение грома и молнии, землетрясения. Между

Прочим, и мы, при всем том, что досконально можем объяснить эти

Явления природы, часто очень неприятно реагируем на них. А тем более

Наш предок, стоявший на очень низкой ступени развития. Его потрясал

Один вид человека, упавшего в обморок, эпилептический припадок.

Совершенно непонятными и необъяснимыми были наводнение, лесной

Пожар, с которым почти невозможно было бороться. Все это приводило

Его в страшное нервное возбуждение.

Так зарождалась вера в сверхъестественные силы, и надо было

Усилиями всего общества справиться с ними или, во всяком случае,

Наладить с ними контакт, а если можно, и дружбу. Но это было не так

Просто. Что мог поделать один человек с беспощадными силами

Природы? Просить, умолять пощадить? Человек пытал ся

Воздействовать на своих «врагов» заклинаниями.

До нас дошли наскальные изображения и лепные фигурки

Умирающих животных, пронзенных копьями. Очевидно, первобытные

Охотники верили, что если они изобразят убитого зверя, то охота будет

Удачной.

Где-то в Пиренейских горах была обнаружена пещера, в

Которой находилось вылепленное из глины изображение

Медведя. Вокруг медведя на глиняном полу сохранились

Отпечатки голых человеческих ступней. Как предполагают

Ученые, древние охотники, танцуя вокруг изображения медведя,

Пронзали его своими копьями и этим вымаливали, выпрашивали у

Богов охоты удачу. Эти магические танцы-заклинания должны

Были умилостивить животное, и оно должно было раз решить себя

У б и т ь . О ч е н ь м и л о с о с т о р о н ы н а ш и х п р е д к о в .

Как говорят, такие же магические обряды совершали и

Индейцы. Перед охо той на бизона в течение нескольких дней они

Исполняли магические пляски-пан томимы — «танец бизонов».

Од н и о х от н и к и н а д е в а л и н а с е бя м а с к и , ш к у р ы б и з о -

210

Нов, а другие — брали в руки оружие, и все в танце изображали «сюжет»

Будущей охоты.

Это первобытное художественное творчество (чем не театр?)

Создавало наглядные образцы поведения человека во всех важнейших

Ситуациях предстоящего дела. Они изображали охотничью маскировку,

Действия охотников и бизонов, ловлю животных, то, как их окружают и

Закалывают, и т.п.

Все эти действия-пантомимы, иллюстрирующие будущее сражение,

Можно рассматривать как своего рода изучение приемов борьбы и

Подготовку к ней. По сути, это были репетиции будущей охоты. Танцоры-

Охотники, а такими становились самые опытные, совершая этот

«колдовской» ритуал, тончайшим образом имитировали весь процесс

Охоты. В этой пантомиме изображались наиболее характерные позы,

Движения, повадки животных, изображались бизоны пасущиеся,

Убегающие, обороняющиеся, нападающие, убивающие, демонстриро-

Вались и соответствующие приемы погони, ловли и убийства животных.

Эти пантомимы охотников моделировали ситуации реальной охоты,

Закрепляя уже приобретенный опыт, и воспитывали в новичках

Необходимые качества охотника для будущего.

Эти первобытные произведения искусства (наскальные изображения

И ритуальные охотничьи пляски-пантомимы) являлись носителями и

Хранителями информации для всех членов рода. Они суммировали опыт

Людей и подготавливали их к будущей борьбе за существование. Ведь

Люди фиксировали в своих наскальных рисунках или охотничьей

Пантомиме далеко не все из того, что попадало в поле их зрения. Они

Осуществляли тщательный отбор, например, интересующих их самых

Важных черт животного и его поведения. В изображении возникал не

Только сам объект изображения, но и определенное отношение к нему со

Стороны человека. А это значит, что человек свои произведения

Эмоционально окрашивал и усиливал.

Сейчас наскальные изображения обнаружены во многих странах и на

Многих континентах. Их бесконечное множество, не стираемых

Временем свидетельств огромной деятельности человеческого рода.

Какую бы гениальную «библиотеку» можно было создать, собрав все эти

Наскальные рисунки и знаки древнего человека в один грандиозный

музей! Хотя бы копии этих изображений! Сколько бы историй поведали

Они нам и в скольких вещах помогли бы разобраться в нашей

Собственной жизни, если бы мы научились «читать» эти закодированные

Сообщения прародителей.

Для того, чтобы высечь на скале крупное рельефное изображение,

Человеку необходимо было затратить немало настойчивости и труда.

Видимо, для того чтобы совершить это, надо было прекрасно освоить

Этот трудоемкий процесс.

Человек трудился, создавая прекрасные произведения искусств.

Вначале он научился трудиться. Труд сделал его человеком! Труд не

Просто физический, но и разумный. Создавая свои первобытные

Шедевры, человек мыслил, отбирал, синтезировал все увиденное им

В окружающей жизни и делал выводы. Те, кто оставил на стенах

Пещер рисунки, были не просто первыми художниками, а ве-

Личайшими мыслителями своего времени. По этим изображениям

Видно, что наши предки уже научились сравнивать, сопоставлять,

Анализировать, отделять часть от целого. Ведь изображения,

Высеченные из камня, развивали у соплеменников первобытных

Художников-мыслителей способность к абстракции и ассоциа-

Тивному мышлению. То же самое можно было бы сказать об










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...