Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Активно раскачивать здание феодального строя, которое наконец




Рухнуло. Бастилия пала, над баррикадами взвился флаг революции.

Руже де Лиль сочиняет МАРСЕЛЬЕЗУ, гимн революции, романтик

Делакруа записывает в своем дневнике: необходимость перемен,

Каковы бы они ни были. И он создает страстные полотна, посвященные

Революции. Домье рисует язвительные карикатуры на врагов рево-

Люции. Взволнованный известиями из Парижа, Бетховен сочиняет

Великую музыку, музыку нового мира. Великая Французская революция

Всколыхнула и театр. В эти дни живописец Давид организует на

Площадях и улицах Парижа театрализованные представления, участник

Которых — народ. Великий Тальма пытался своим искусством поднять

Дух восставшего народа. Французская революция создает новую

Капиталистическую форму базиса и соответствующую этому базису

Надстройку.

(Пропустим стиль АМПИР, возникший в результате диктаторства

Наполеона Бонапарта. В театре он не оставил сколько-нибудь заметного

Следа.)

Прошли годы, и разочарование результатами революции дало жизнь

Новому стилю. Сперва в Англии, а затем и во Франции в литературу и

Театр приходит новый герой, взволнованный страстный бунтарь,

Пытающийся переустроить мир, неутомимый обличитель социального

Зла, защитник народа, вдохновенный мечтатель, носитель пламенной

Любви: Эрнани, Манфред, Сирано и другие становятся носителями

Новых идей.

Театр претерпевает встряску, похожую на землетрясение. Рушатся

Сковывавшие творчество каменные бастионы законов классицизма,

Открывая современникам совершенно новый, еще не исследованный

Мир. «Нет ни правил, ни образцов, или, вернее, нет правил, кроме

Общих законов природы, господствую щих над искусством».

Перевернулись все общественные взаимоотношения. То же

219

Самое произошло и в театре. Вместо напудренных героев, сама жизнь

Ворвалась на подмостки театра. Новые романтические герои —

Непокорные и страстные, прекрасные в своем гордом бунтарстве, всегда

Готовые к схватке за справедливость. Или, наоборот, разочарованные,

Обуянные мировой скорбью, печальные и бессильные. Это не просто

Герои — это исключительные личности в самых невероятных,

Исключительных обстоятельствах. Герои Байрона, Гюго, позже Рос-тана

И Гофмансталя — носители нового мировоззрения, чуть-чуть

Приподнятые над землей, хотя и рожденные самой жизнью.

Писательница Жорж Санд спорила с Бальзаком: «Вы берете человека

Таким, каким он представляется вашему взору, я же чувствую в себе

Призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Фактически

Это была попытка «убежать» от реальной действительности.

РОМАНТИЗМ, как назвали новый стиль буржуазного общества, боролся

С нормативами классицизма, а сам создавал свои собственные, которые

Больше устраивали по своим вкусам и идеям новую формацию.

С середины XIX столетия рядом с романтизмом и в постоянной борьбе

С ним возникает стиль, называемый РЕАЛИЗМОМ. «Что такое реализм?

— спрашивал Горький и объяснял, — кратко говоря: объективное

Изображение действительности, которое выхватывает из хаоса

Житейских событий, человеческих взаимоотношений и характеров

Наиболее общезначимое... и создает из них картины жизни, типы

Людей».

Если романтизм рождал таких героев, как Чайльд Гарольд, Рюи Блаз,

То теперь на сцену искусства, прямо из жизни выползают гобсеки,

Сатины, жан хри-стофы, дариспаны и т.п. Художника-реалиста

Интересует не сочиненный, воображаемый мир, а мир реальный, в

Котором «люди домогаются всего, хватают и расхищают все — ордена,

Звания, должности, деньги. Живут только честолюбием и алчностью» —

Так говорил Виктор Гюго про героев Бальзака.

Реалисты в первый раз за всю историю человечества внесли в

Искусство тему денег. Город становится основным местом действия. И

Если романтики строили свои произведения исключительно на

Воображении, реалисты основой творчества стали считать наблюдение

И изучение. Бальзак писал: «Французское общество само создает свою

Историю, а я только его секретарь, записывающей ее». В отличие от

Романтизма, герои которого стоят вне общества и как бы издали

Печально наблюдают за ним, герои реализма живут интересами самого

Общества и связаны с ним общностью многообразных интересов.

Реалистический театр — это многочисленная группа великих писателей

И актеров: это театр Г.Ибсена и Б.Шоу, это русский театр

А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Л.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького,

Грузинский театр Д.Клдиашвили. Это театр К.С.Станиславского,

Открывший миру законы сценической жизни реалистического театра.

На мгновение вспомним и проведем параллель между учениями о

Театре Аристотеля, Буало, Гете, Станиславского. Это история

Театральных стилей. На протяжении всей истории человечества, в

Разных частях земного шара, как вулканы творческих вспышек,

Рождались великие театральные школы, создавшие впоследствии свои

Шедевры. Театры потрясали своих современников и звали за собой.

Подъем творческой активности всегда был связан с периодами подъема

Материального и духовного развития всего общества.

ШКОЛА

Наверное, было бы неправильно понимать стиль как нечто, однажды

Узаконенное и застывшее. Стиль — понятие многообразное и сложное.

220

Разные направления в искусстве одного стиля получили

Наименование школ. Школа —это направление в стиле. Школы эти,

Которые обычно сосредотачивались вокруг выдающихся мастеров или

Целой группы мастеров, имели свои особенности в художественном

Методе и занимали в стиле свое неповторимое место.

В каждом стиле — десятки школ, и каждая из них — разновидность

Одного стиля. Есть направления прогрессивные, подготовляющие и

Предугадывающие будущие перемены, и есть школы, которые сами по

Себе не создают великого искусства, но готовят почву для этого. В этом

Вечном противоречии и противодействии — закономерность развития и

Движения.

Школы очень отличаются друг от друга, хотя и не теряют

Художественных связей со своим стилем. Не надо путать их, а надо

Очень подробно изучать и, что самое главное, как можно точнее

Определять связь школы с общественной жизнью ее страны и народа,

И тогда постепенно перед нашим взором возникнет весь грандиозный

Горный массив человеческой культуры. Для того, чтобы изучить его и

Понять, разобраться в нем, нужна, вероятно, не одна жизнь.

Вот вокруг величайшей вершины (РЕАЛИЗМ) — ореол

Разновысотных гор. НАТУРАЛИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (Гоголь,

Достоевский), СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Сквозь мягкую дымку

Просматривается реалистическое направление чистого цвета, давшее

Миру Ван-Гога, Сезана, Гогена, Ренуара, Дега, Родена, а в театре —

Макса Рейнгарда.

Это ИМПРЕССИОНИЗМ, великое открытие. К концу XIX и в начале XX

Веков рождается очень много направлений и школ. Между отдельными

Группами художников возникают противоречия в понимании роли и

Назначения искусства в общественной жизни. Между ними отсутствует

Единая стилистическая направлен ность. Это период, когда

Выкристализовываются устои нового мира. Человечество взбудоражено,

Человечество ищет новых путей в будущее. Этот процесс проявляется

По-разному. Возникают и, не успевая развиться и утвердиться, исчезают

ЭКСПРЕССИОНИЗМ, СИМВОЛИЗМ, ФУТУРИЗМ, К УБИЗМ,

АБСТРАКЦИОНИЗМ, СЮРРЕАЛИЗМ, МАНЬЕРИЗМ. Можно выделить










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...