Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Всю пьесу, не останавливаясь на мелочах, приучают видеть пьесу как бы




С птичьего полета.

Пример таких импровизаций.

Группа работала над пьесой Де Филиппо «Неаполь — город

Миллионеров». Студенты, не имея грузинского текста, разобрали пьесу

На русском языке, т.е. проанализировали ее по событиям и действенным

Эпизодам, а потом импровизировали их по-грузински, в результате чего

Дней через десять курс показал своему руководителю весь первый акт.

Таким способом натренированная группа студентов-актеров и

Режиссеров очень быстро сможет (а это и есть самое главное в нашем

Деле) действуя и действием разобраться в только что прочитанной

Пьесе, понять и прочувствовать все ее минусы и плюсы, разведать

Потенциальные возможности событийности будущего спектакля. По

Своей сути эти импровизации есть обсуждение пьесы на конкретном

Языке действия, на языке театра. Импровизации дают прекрасную воз-

Можность отучить студента от плохой театральной привычки — сидя за

Столом, долго и нудно разговаривая, разбирать пьесу в сфере,

Совершенно не характерной для этого вида искусства.

Несколько раз со студентами были произведены опыты над сюжетом

Сказки «Красная Шапочка», когда весь курс разыгрывал импровизации

На тему начала сказки, где заведомо менялись предлагаемые

Обстоятельства экспозиции. Это совершенно меняло развитие сюжета и

Давало много неожиданного и увлекательного.

Такие каждодневные упражнения дают студенту возможность

Воспитать в себе способность «вычитывать» всевозможные варианты

Развития и разработки сквозных действий пьесы и роли — для того,

Чтобы потом из этих многих вариантов выбрать наиболее правильный,

Точнее всех остальных выражающий идею данного произведения, и то,

Что через него хочет сказать режиссер со своей группой актеров.

Импровизацию ни в коем случае нельзя «ставить». Во время занятий

Надо упражняться весело и увлеченно, от импровизаций нельзя ждать

Результатов сразу, это тренаж творческого воображения актеров и

Режиссеров.

Обязательное условие такого вида импровизации — это назначение

Из числа студентов «хранителя печати», т.е. человека, который

Придирчиво и со знанием материала все время напоминает

Импровизаторам об авторском варианте текста.

Подобные импровизации есть способ действенного освоения сюжета

Пьесы и постепенного погружения в психологическую сферу «жизни

Человеческого тела и духа».

Успех таких занятий полностью зависит от увлеченности и

Способности сочинять самого руководителя, от его умения направлять,

Зажигать и увлекать за собой студентов. Еще лучше, если он сам иногда

Подключится к импровизации.

Такие импровизации дают возможность разведать рассказ, поэму, пьесу по

Действию, дают возможность постепенно погрузиться в сферу действия, лепить

201

Из прозаического описательного текста действенные эпизоды и события.

Так было, когда студенты работали над произведением Я.Цуртавели

«Мученичество Шуша-ник»*. Они разыграли в классе всю историю,

Причем на протяжении всего действия не было произнесено ни одного

Слова. Это был уже законченный набросок будущего спектакля,

Абсолютно самостоятельно сочиненный студентами. Любопытно, что

когда педагог предложил вместо таблицы умножения (2x2 = 4) говорить

какие-то слова, один из студентов запротестовал:

— Не хочу.

— Почему?

— Боюсь, что начну придумывать слова. А я не умею придумывать

Слова, и появится ложь. Мне будет неловко импровизировать.

— А когда ты «разговариваешь» таблицей умножения, то не

Стесняешься?

— Нет, я не думаю о том, как говорю, я думаю, что я должен высказать,

Что должен сделать. Придумывание слов мне бы помешало

Сосредоточиться на действии. Я бы ничего не смог добиться. Тогда уж

Лучше дайте канонический литературный текст, так будет лучше.

Как видно из приведенного случая, все внимание участников

Импровизации, их творческое воображение направлено на сочинение и

Проникновение в сферы действия человеческих взаимоотношений,

Событийности.

Показанный набросок, например, выявил, что действие и борьба, в

Основном, выстраивались в одной плоскости. Во время обсуждения

Было отмечено, что надо «лепить» действие более сложными ходами.

Наглядность существующего замысла дает прекрасную возможность

Много раз переделывать такой набросок до того момента, пока не

Начнется разработка окончательного результата.

Импровизация «Найти продолжение»

Термин взят из теории шахмат.

Эти импровизации — великолепный тренаж для того, чтобы студенты

Приобрели навык сочинять (предлагать) варианты действий, находить

Правильное и интересное продолжение заданного действия.

Студентам дается ситуация (сцена) из какой-либо знакомой пьесы, и

Они импровизационно ее разыгрывают. Затем педагог предлагает

Повторно пройти ту же сцену, но до определенного момента, после

Которого действие останавливается и каждый участник предлагает свое

Продолжение. Главное внимание обращается на психологию

Действующих лиц, на то, как бы они себя бы повели, «если бы» сюжет

Стал развиваться не по известному пути, а совсем в ином направлении.

Например, берется сцена из трагедии Шекспира «Отелло», где мавр

Требует от Дездемоны платок. Продолжение должно быть

Нафантазировано с этого момента. Предположим, Дездемона на

Требование Отелло достанет платок из рукава платья. Как в таком случае

Будет развиваться действие дальше?

Еще пример, сцена из пьесы Д.Клдиашвили «Невзгоды Дариспана».

Сцена Пелагеи и Марты. Марта торопит Пелагею готовиться к встрече

Жениха. Пелагея в панике убегает. Но предположим, что она

Возвращается и отказывается выдавать свою дочь замуж. Что случится в

Продолжении?

Еще вариант, та же пьеса. Дариспан просит у Марты право отдохнуть и

Уходит на кухню. Пелагея просит ей помочь. И вдруг (продолжение)

Вбегает с плачем Карожна: Дариспан скончался. Что будет дальше?

Еще вариант из той же пьесы, сцена с Осико. Что случится, если Осико

Согласится жениться на Наталии. Куда дальше будет развиваться

Действие?

* «Мученичество Шушаник» Я.Цуртавели — один из древнейших литературных

Памятников Грузии V века. Спектакль по мотивам Я.Цуртавели впоследствии шел в

Театре киноактера (пьеса М.Мрев-лишвили, режиссер Н.Багратиони).

202

Пример из пьесы Ш. Дадиани «Вчерашние»: ждут уездного

Начальника. А он не приехал. Может быть, умер по дороге с перепоя или

От инфаркта. Это же будет совсем другая пьеса. Как ее играть?

Импровизации «Найти продолжение» очень занимательны и могут

Вначале идти как действенный рассказ. Часто перечисление вариантов

Вызывает много споров и обмен мнениями, которые разрешаются

Практически, импровизацией. Обычно разыгранный вариант дает более

Точное понимание того, что в нем плохо, а что хорошо. Количество

Разыгранных продолжений обогащает актера: он проникает в новые

Плоскости предлагаемых обстоятельств пьесы, что делает многограннее

Его знакомство с героями.

Ведь очень интересно определить, насочинять, как поступил бы

Герой, «если бы» ситуация развилась совсем по-другому — не так, как

Сочинил ее автор. Это приучает студента к фантазированию

Действенных ходов роли, поэтому надо за ниматься этим

Систематически.

Импровизация с полумасками

Эти упражнения тренируют воображение студентов в области лепки

Характера действующих лиц.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...