Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Еще НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОРОМАНТИЗМ. По сути дела, их все и не




Перечтешь.

Как бабочки над цветами, мы пропорхали над этими главными

Стилистическими царствами человеческой культуры. Все они отражают

Конкретные эпохи, конкретные взаимоотношения членов общества и их

Конкретные мировоззренческие позиции.

И стоят эти царства стилей совершенно обособленно друг от друга,

Каждое обладает своей неповторимой стилистикой. У ворот этих царств

Большие надписи: «Возрождение», «Импрессионизм», «Готика»,

«Классицизм», «Египет — древнее царство», «Эпоха «бури и натиска» и

Т.п. И хотя все они возникали в связи друг с другом, выходя одно из

Другого, влияя друг на друга, постепенно каждое выкристаллизовалось в

Особенное, неповторимое царство стиля, и на всех — печать их

Идеологии.

Мы говорим «Византия» — и сразу перед глазами возникает базилика

И мозаика. Говорим «Антика» и вспоминаем Парфенон, готика

Связывается у нас с Нотр-Дамом, мавританское искусство

Ассоциируется в нашем сознании с прекрасным арочным дворцом в

Кордове. Мы говорим «Поликлет», и вспоминаем эпоху расцвета

Греческой античной демократии, мы говорим «Давид», и связываем имя

Этого художника с Французской революцией.

Но что же такое СТИЛЬ? Этим латинским словом древние греки

Называли ма неру письма, способ изложения. Почему? Говорят,

Что стилем называли метал лический карандаш, которым греки

Писали на восковых дощечках. Я беру крат кий словарь по эстетике

И выписываю отт уда: «Стиль - исторически сл ожившая-

221

Ся относительно устойчивая общность образной системы, средств и

Приемовху-дожественного выражения, обусловленная единством

Идейного содержания искусств». Если сказать по-другому, то стиль в

Искусстве — это взятые вместе особенности произведений, отличающие

Эпоху или искусство целого народа. СТИЛЬ — это единство в

Многообразии. СТИЛЬ — это мировоззрение определенной эпохи,

Определенных классов, выражаемое через художественные образы.

СТИЛЬ — это идеология в искусстве, продукт идеологии.

Натурализм — не жанр, а стиль. Когда Мейерхольд обвинил

Станиславского в натурализме, шел разговор о стиле. Мейерхольду

Казалось, что этим стилем (способом) нельзя отражать те грандиозные

Революционные процессы, которые происходили в то время в

Государстве. Фактически, это был спор, борьба. В поисках более точной

Художественной позиции Вахтангов даже придумал себе стиль —

фантастический реализм. То же самое происходило и с Ахметели*. Его

Приверженность романтико-героическому стилю (такого стиля не

Существовало в природе, но это надо понимать, как романтический,

Исследующий «исключительные характеры в исключительных

Обстоятельствах») — это идеологическая его позиция, а не просто выбор

Художественных средств самих по себе. Это очень важно.

Итак, экономический базис эпохи, а над ним возвышается его

Надстройка — идеология данного базиса. Эта идеология выражается в

Искусстве через определенный стиль.

Но было бы ошибкой думать, что стили (и направления) возникали

Сразу, как по команде, в ответ на смену системы производственных

Отношений. Эти процессы — постепенные, длительные, которые в

Каждом государстве возникают в особых условиях и проявляются в

Разных формах. Точно так же смена формации в разных странах и

Государствах происходила в разное время и по-разному.

С т и л ь н а щ у п ы в а л с я н е з а м е т н о , о р г а н и з о в ы в а л с я ,

Выкристаллизовывался медленно, а потом наиболее ярко выражался в

Искусстве гениального художника, становясь эталоном подражания для

Других, маяком целого стиля-направления. Один художник в данном

Стиле обогащал другого, а вокруг множились эпигоны-ремесленники.

Режиссеру необходимо точно знать и уметь «читать» стили.

Это так

Же необходимо, как музыканту — чувствовать и знать стилевые

Отличия музыки Генделя и Гайдна, Баха и Моцарта, Шуберта и Шопена,

Понимать разницу между, например, полифоническим строгим стилем и

Венской классической школой.

Ведь если режиссер, работая над постановкой классического

Произведения, не способен «вычитать» его стилистические

Особенности, если не сможет в эскизах художника точно определить

Стиль эпохи, он никогда не найдет точной сценической формы. Режиссер

Должен уметь «читать стили», — это одна из сторон его профессии.

История человечества — это и есть история стилей. А разве не то же

Самое происходит и в современном искусстве отдельных театральных

Коллективов? Меняется время, меняются направления и стили. За какие-

Нибудь пятьдесят лет в Театре Ш.Руставели изменился стиль и лицо

Театра. Возьмем для примера несколько спектаклей, которые

Характеризуют изменение манеры игры и постановки спектаклей в этом

театре:

* Сандро Ахметели — основоположник грузинского режиссерского театра наряду с Котэ

Марджанишвили. Его судьба, и личная, и творческая, во многом сходна с судьбой

Вс.Мейерхольда.

222

Это путь тенденций. Это смена школ и направлений в одном театре.*

Стиль — это одна из проблем, которую должен освоить режиссер.

Если хотите, уровень режиссерской образованности можно определять

По степени его осведомленности в стилях. Это очень важно для театра.

Стиль надо изучить в подробностях, точно знать все нормы, все

Особенности его. Надо хорошо разбираться в школах и направлениях

Театра, начиная с самого древнего и до сего дня, — и не только театра, а

И живописи, музыки, скульптуры и архитектуры.

«Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги,

Спектакль К.Марджанишвили (1922)

«Анзор» С.Шаншиашвили, спектакль С.Ахметели (1928)

* «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») Лопе де Беги — самый знаменитый спектакль

К.Марджанишвили (1922). «Анзор» С.Шаншиашвили — один из самых известных

Спектаклей С.Ахметели (1928). «Отелло» В.Шекспира — скорее всего, речь идет о

Спектакле актера и режиссера А.Васад-зе (1948). «Царь Эдип» Софокла — спектакль

Д.Алексидзе (1956). «Такая любовь» П.Когоута — спектакль М.Туманишвили (1959).

«Кваркваре» П.Какабадзе — спектакль Р.Стуруа (1974), в котором режиссер уже нащупал

Стиль того театра, с которым московский зритель, широкая публика познакомились по

«Кавказскому меловому кругу» Б.Брехта (1975). Каждый из вышеперечисленных

Режиссеров был в разные годы главным режиссером Театра имени Ш.Руставели.

223

Глава III

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Всякая мифология преодолевает, подчиня-

Ет и формирует силы природы в воображе-

Нии и при помощи воображения.

Карл Маркс

Человек стремится познать мир, чтобы его упорядочить. Для этого он

В своем воображении сочиняет модель будущего мира таким, каким он

Хочет его увидеть.

Греческие мифы создали грациозную и стройную картину

Мироздания, модель государственного устройства, какой мечтали ее

Увидеть и представляли себе древние греки: штаб-квартирой

Всемогущих богов является гора Олимп, отсюда, с высоты этой горы-

Курорта, боги решают судьбы людей. Верховный владыка богов и людей

— великий Зевс: он повелевает громом и молниями, устанавливает на

Земле и среди богов порядок и законы. Рядом с громовержцем восседает

Его супруга, покровительница брака и рождения Гера и любимая дочь их

Афина Паллада, богиня мудрости и доблести. Тут же — повелитель

Морей, брат Зевса Посейдон с волшебным трезубцем. Богиня любви

Афродита, родившаяся из пены морской, золотыми гребешками

Расчесывает свои великолепные волосы. А ее сын, шалунишка Эрот,

Мечет свои стрелы в сердца богов и людей, точно так же, как греческие










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...