Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Для этого весь курс заранее готовит большое количество




Разнообразных масок. Эта работа вначале отпугивает участников из-за

Кажущейся ее сложности, но постепенно, войдя во вкус, все очень

Увлекаются, и вскоре на курсе скапливается 25—30 полумасок, каждая с

Разным «характером», что само по себе воспитывает воображение.

Здесь должны быть лица смешные и злые, стариковские и молодые,

Красивые, в очках, с усами и без них, веселые и грустные. Можно

Использовать маски зверей — лисы, волка, зайца.

Маски можно делать по всей форме, самостоятельно, или

Переделывать уже имеющиеся в продаже, доклеивая к ним усы, брови,

Носы, перекрашивая их, добавляя к ним аппликации, рисуя по ним.

Хорошо накопить побольше разных шляп, папах, фуражек, цилиндров

И других головных уборов, как можно больше всевозможных очков,

Тростей, портфелей, сумок, корзинок и прочего реквизита. Хорошо, если

На курсе заведется «сундук» со всевозможной одеждой. Это все очень

Легко достать, если покопаться в своих домашних «складах» никому не

Нужной старой одежды — старых курток, шалей, платков, шуб.

Можно использовать всевозможные воротнички и галстуки, шарфы и

Пояса. Этот «сундук чудес» и станет основной «палитрой», которой будут

Пользоваться студенты в своих импровизациях.

Импровизации начинают опять-таки с задания-темы, которую дает

Педагог. Кроме этого он должен каждый раз определить место действия,

Время года и час дня. Темы могут быть примерно такими: «Очередь»,

«Панихида», «Биржа маклеров», «Отдыхающие в парке», «Вокзал» и т.п.

После объявления темы участникам дается право выбрать

Необходимые маски и детали одежды и минут десять перед зеркалом

«примерять», сочинять своего героя, попробовать походку, манеру

Говорить и все, что ему понадобится для этого. Можно менять полумаски,

Искать новые варианты. После этого начинается импровизация.

Очень любопытен был опыт с импровизациями на тему

«Панихида», где все участники двигались по принципу «кольца»,

Успевая за ширмами менять заранее придуманные характеры разных

Людей. Эти импровизации очень интересны по своей природе и

Раскрывают в студенте новые черты его дарования. Бывают случаи,

Когда, например, лирическая актриса (конкретный случай с Белой Ми-

203

Рианашвили), пользуясь полумаской и гротесковыми средствами,

Прекрасно изображала ведьму на метле.

Кроме того, что импровизация с полумасками — это тренаж лепки

Характеров, это еще и прекрасное средство в борьбе со сценическим

Зажимом, средство для освобождения всех, скрытых за естественной

Скромностью и стыдливостью потенциальных возможностей студента.

Полумаска, часто даже простые очки помогают студенту преодолеть

Робость и страх перед игрой. Обычно студенты, «прячась» за небольшой

Полумаской, становятся смелыми и находчивыми. Самый робкий из

Студентов неожиданно раскрывает совсем другие стороны своего

Таланта, если, конечно, он вообще существует. Бесталанному никакая

Маска не поможет. В полумаске студент начинает ощущать, насколько

Выразительнее могут стать его тело, руки, пальцы, ноги.

Примером этому может служить арлекинада, поставленная по пьесе

Мариво «Любовь, или Перевоспитанный Арлекин».

Импровизация на музыкальные темы

Музыкальный образ, музыкальный строй — код, передающий мысли,

Чувства и настроения композитора. В отличие от литературы, музыка

Абстрактна, а потому не способна передавать конкретные словесные

Образы и представления. Музыка вызывает полуреальные ассоциации и

Видения.

Режиссер должен уметь переводить музыку (видения) в действие так

Же, как балетмейстер превращает мелодию в танец. Настроение, ритм,

Музыкальный строй посредством воображения наталкивают режиссера

На сочинение конкретного реального жизненного события, которое по

Настроению и чувствованию, ритмическому рисунку и темпу примерно

Соответствует прослушанному музыкальному произведению.

Поэтому студенты вместе с педагогом прослушивают музыку, после

Чего им дается время на обдумывание варианта действия. Если это

Необходимо, можно прослушать музыку еще раз.

Такими импровизациями обычно руководят студенты-режиссеры.

Отталкиваясь от музыки, вдохновляясь ею, вычитывая в этих

Настроенческих произведениях действенные видения, конфликты и

Борьбу, участники сочиняют варианты небольших сценок, эпизоды,

Которые исполняются без музыкального сопровождения. Музыка здесь

— лишь источник, вызывающий активную работу воображения,

Катализатор сочинительства, источник вдохновения. Студент должен

Научиться вычитывать из музыки настроения, ритмы, столкновения,

Тоску или радость, ощущения и т.п. — все то, что он тут же,

Импровизируя, переводит на язык действия.

Не надо требовать от студента законченного по композиции

Драматического произведения. Это может быть лишь жизненная

Ситуация, переживания человека, настроенческая зарисовка, кусочек

Воспоминания, рассказанные действием. Главное, чтобы все это в

Основном достигалось «поведением» человека, его действием, хотя не

Нужно отказываться и от других компонентов.

Такие упражнения на сочинение небольших драматических сцен ни в

Коем слу чае не подразумевают иллюстрации музыкального

Произведения. Такие сценки можно делать во всевозможных приемах и

Жанрах: лирическая пантомима, под робная психологическая

Драматическая картинка, веселая шутка, абсурдный опус, миниатюра а

Ля балет, трагедия, подсмотренный случай из жизни и тому подобное.

Можно делать все, что угодно воображению студента, лишь бы это

Соответствовало музыкальному содержанию и настроению взятого

Произведения.

Такие сценки можно тут же импровизировать, можно дать возможность сту-

Дентам в течение нескольких дней «вслушиваться» в произведение, фантазиро-

204

Вать дома, подготовить вариант заранее, а потом уже проиграть его в

Классе перед товарищами.

Для таких занятий необходимо иметь магнитофон с записью или

Любой музыкальный инструмент, на котором кто-то из участников

Способен сыграть выбранные произведения. Очень хорошим

Материалом для подобных сочинений могут быть очаровательные 24

Прелюдии Дебюсси и прокофьевские «Мимолетности». В этих

Произведениях студенты обнаружат очень глубокие «колодцы» для

Своих театральных опусов.

Для примера можно назвать импровизацию, сочиненную студентами

На музыку Прокофьева «Петя и Волк», или сцену игры в «салочки» между

Арицией и ее подругой из спектакля Театра Руставели «Федра»*,

Придуманную на тему из цикла «Мимолетности» того же Прокофьева.

«Живые картины»

Это какое-то очень старинное название, извлеченное из старого

Театрального архива, но саму суть его можно очень хорошо

Использовать для развития творческого воображения у студентов-

Режиссеров. Да и актерам это тоже будет не вредно. Вероятно, даже

Полезно.

Выстраивание «живых картин» — это уже лепка действия в

Пластически-эмоциональных образах. Мизансцены, из которых

Составляется рассказ режиссера, выявляют идею, волнующую его,

Ритмическое ощущение событий, изображен ных в пьесе,

Эмоциональный настрой по отношению к фактам и, что самое главное,

Определяют его возможности сочинять пластический образ будущего

Спектакля через актеров.

Делаются «картины» обычно так. Студенты одеваются в черные

Облегающие рабочие костюмы, к которым добавляются, в зависимости










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...