Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человека (подчеркиваю, воспитания, а не учебы) были не случайными




Эпизодами, предпринятыми педагогом ради того, чтобы уроки перестали

Быть однообразными, а стали систематическим тренингом, муштрой,

Очень похожей на вокализы и гаммы музыкантов, каждодневной,

Упорной, трудоемкой.

На мой взгляд, этот процесс гораздо важнее, чем работа над

Отрывками из пьес, которая, к сожалению, очень часто превращается в

Постановку и натаскивание, что само по себе убивает в студенте все, что

В нем есть лучшего для его профессии.

С самого начала учебного процесса я стараюсь приучить студента к

Необходимости таких упражнений, так же, как делаю это во время

Упражнений по первичным элементам на первом курсе. Ведь, если бы

Мы лишь несколько раз показали первокурсникам эти упражнения, а

Затем перешли к этюдам, ничего бы не получилось. Здесь все дело в

Систематическом перестраивании его психики и тела, переучивании и

Бесконечных тренировках.

Начинаю я развивать творческое воображение вообще. Стараюсь,

Чтобы они полюбили сам процесс сочинительства, выдумывания,

Фантазирования. Для этого каждый день систематически задаю им

Упражнения из разных областей «выдумывания».

Особое внимание тут нужно обратить на самостоятельные сочинения

Этюдов для занятий на первом курсе. Обычно это камень преткновения.

Студенты не могут найти этюд, их творческое воображение спит. Здесь

Очень важна роль педагога, который должен заинтересовать, увлечь и

Повести студентов за собой в «страну этюдов». Надо разбудить их

Фантазию, наблюдательность, надо научить их любить этюд. Ведь самое

Главное — это развитие у студента творческого воображения в сфере

Действий и поведения. Надо научить его «лепить» события и дей-

Ствовать в них. Это и есть наша профессия, поэтому студент должен это

Уметь, во всяком случае, мы обязаны обучать его именно этому.

Для этого студенты упражняются в:

1. выстраивании хода борьбы;

Лепке характера.

А для студентов-режиссеров есть и еще упражнение:

По организации атмосферы, настроения, ситуации (предлагаемых

Обстоятельств), в которых разовьется борьба.

Для этого предлагаются разного рода тренажные этюды-

Импровизации.

Импровизация на тему

Импровизацией называется вообще то, что делается без

Предварительной подготовки, сочинение в процессе исполнения.

Наиболее простым видом театральной импровизации можно считать

Этюды на тему без заранее намеченного плана, проводимые без

Предварительного сговора.

Группе студентов дается возможность выбрать определенное

Место действия (переговорный пункт, общая кухня в коммунальной

Квартире, вокзал и т.п.), которое они обставляют при помощи кубиков

И ширм, столов и стульев и обеспечивают другим необходимым и

Имеющимся на курсе реквизитом. Тут же распределяются роли,

Обязательно уточняется время года и час дня будущего проис-

197

Шествия. Затем педагог объявляет тему импровизации: например,

«Пожар», «Свидание», «Потоп», «Выигрыш» и т.п. После чего студентам

Дается пять минут для того, чтобы каждый из них мог сочинить несколько

Возможных вариантов будущего импровизационного действия. На

Первых занятиях для подготовки можно дать немного больше времени.

После того, как педагог убедился, что все студенты готовы, он подает

Сигнал, и этюд начинается. Импровизация может длиться очень долго, до

Тех пор, пока педагог не почувствует, что тема себя «израсходовала»,

Студенты больше ничего интересного придумать не могут. Тогда он

Останавливает участников, и начинается обсуждение этюда студентами,

Не занятыми в данной импровизации. Во время таких обсуждений надо

Обращать внимание на логику поведения в этюде, на сочинение

Интересных действенных ходов, на естественный ответ-реагирование на

Действенное предложение партнера, на приятие и разработку инте-

Ресного, на ходу возникшего варианта действия. Нужно приучить

Студентов бороться с пассивностью, безынициативностью участников

Импровизации, так как увлеченность и творческая инициатива есть

Основа импровизаций.

После обсуждения студентами этюда, педагог подводит итог,

Предлагает более правильные и более интересные варианты

Продолжения действий, предостерегает от знакомых штампов. Эти

Обсуждения должны быть похожи на беседы баскетболистов с тренером

Во время так называемых тайм-аутов, не больше. Иначе обсуждение

Превратится в говорильню, после которой участники потеряют имп-

Ровизационный настрой, запал. Продолжительные обсуждения —

Смерть импровизации. Наоборот, студентов нужно как можно быстрее

Вернуть в «лоно» сочинительства, предложив самые неожиданные

Этюдные темы.

Проделывать импровизацию лучше, не меняя места действия. Частая

Смена места действия мешает сосредоточиться на сочинении

Действенных ходов и взаимоотношений «действующих лиц».

Такие импровизации в начале занятий представляют из себя нечто

Крайне нестройное, часто даже непонятное, но зато проходят всегда при

Большом волнении и с увлечением. Если такими этюдами заниматься в

Течение одного года, двух лет, студенты постепенно овладевают

Хорошей техникой импровизации и сочиняют увлекательнейшие этюды,

Соотнося при этом части композиции и, что самое главное, соблюдая

Момент развития.

Обычно в начале работы над импровизациями отсутствие действия

Студенты пытаются подменить многословной болтовней, или, как это

Часто называют, отсебятиной. С этим пороком нужно бороться очень

Активно, так как многословие — бич самой природы импровизации.

Очень важно приучить студентов к тому, что в этюде главное — действие,

А не слово. Если происходит иначе, педагог должен немедленно

Остановить импровизацию.

Чтобы отучить студентов от многословия в этюдах, можно применять

Два средства. Первое — это когда во всем этюде участнику разрешается

«растратить» только семь-десять слов («обойма слов»), а второе — это

когда вместо слов студентам дается «таблица умножения»*. Эти «меры

Наказания» нужно применять вперемежку с нормальным этюдом, где

Слово становится органичным продолжением действия, а не

Задерживает его.

Существует три вида импровизации:

Когда импровизация представляет собой так называемый поток

Жизни. Это импровизации, возникающие сами собой, случайно, не по

заранее задуманному плану;

Когда участники заранее договариваются о примерном сюжете

Будущего этюда. В таких случаях кто-то из участников становится

Инициатором. Обычно это

* Здесь надо понимать, как «абракадабру», ничего не значащий набор слов.

198

Бывает наиболее талантливый студент, обладающий развитым

Творческим воображением, он фактически становится ведущим этюда,

его воля управляет всеми, и все ему подчиняются;

И, наконец, высший класс импровизации, когда у всех участников

Этюда есть свои варианты и они начинают их приводить в действие, не

Открывая своего замысла, но навязывая партнерам свою волю.

Почувствовав, какой из вариантов наиболее любопытный, более точный,

Участники с этого момента стараются довести его через обострение до

Своеобразной кульминации, выражающей суть разыгрываемой темы.

Этот дар конструирования участники приобретают долгими и частыми

Тренировками, но зато это дает поразительные результаты. Такие

Импровизации способны сочинять только очень привыкшие друг к другу










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...