Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Р.Стуруа и Т.Чхеидзе вместе. Невероятный и единственный случай в их судьбе. Причем,




Творческий почерк обоих в спектакле читался, ни один из двоих не предал своей веры, а

Сочетание приемов двух разных стилей дало восхитительно сочный результат.

68

У каждой реки свой характер. Он зависит от русла, по которому течет

Река. Характер действия спектакля зависит от его предлагаемых

Обстоятельств. От таланта и мастерства режиссера зависит, насколько

Интересным и увлекательным получится «русло» предлагаемых

Обстоятельств, по которому потечет действие. Если предлагаемые

Обстоятельства, сочиненные им, окажутся похожи на русло горной реки,

С ее многочисленными обрывами, нагромождениями скал, водо-

Сбросами, водопадами, то река действий будет пениться, бушевать,

Затягивать в водоворот, срываться со скал, успокаиваться в заводях и

Снова выбрасываться на скалы и берега. А может быть, это будет внешне

Спокойное, но мощное, глубинное течение равнинной реки. Такие реки

Иногда выходят из берегов, затопляют все вокруг, уничтожают все живое,

Разрушают города, с корнем рвут леса. Это страшные реки, и берега у

Них совсем не похожи на русла горных бурных потоков. Они иные.

Создавая предлагаемые обстоятельства спектакля, режиссер

Подобен скульптору, с той только разницей, что вместо глины и камня, он

Лепит свою скульптуру из событий, поединков, настроений, звуков,

Шумов, времени дня и ночи, мест действия, характеров действующих

Лиц и т.д. и т.п., — из всего того, что дает режиссеру-художнику

Возможность создать полноценную сценическую жизнь. Я думаю, эта

Способность режиссера — выстраивать из предлагаемых обстоятельств

Русло будущего действия — и есть критерий его способностей.

Обратимся для примера к примитивной истории о Красной Шапочке.

Возьмем два начальных эпизода, до встречи Красной Шапочки с Волком.

ДОМ ЛЕС

Красная Шапочка гуляет в лесу,

Собирает цветы, ловит бабочек,

Слушает птиц.

Традиционный вариант

Мать посылает Красную Шапочку к

Бабушке для того, чтобы она

Подышала свежим воздухом.

Прекрасная погода, лето. Девочке

Хочется погулять.

Детективный вариант

Мать читает «Манон Леско». Хочет

От делаться от дочери и ее

Бесконечных вопросов «почему?».

Девочка идет к бабушке неохотно.

А может быть, у матери —

Любовник. И мать старается

Выпроводить дочь из дома. Даже

Придумала для этого болезнь

Бабушки.

В лесу тихо, страшно. Сухие

Листья падают с деревьев.

Девочк а торопит ся. Каждое

Дерево кажется ей разбойником.

Красная Шапочка заблудилась.

Какая-то собака бегает по голому

Лесу. А оказывается, это вовсе и не

Собака, а самый настоящий волк.

Мелодраматический вариант

Мать очень больна. Еле двигается

По комнате. Бабушка тоже больна.

Лежит, бедная, одна без еды.

Послать, кроме девочки, к ней

Некого. Мать заботливо укутывает

ребенка, старается развеселить:

Дом бабушки совсем недалеко,

Метрах в ста, он даже виден из их

Окна.

Ветер гнет ветви деревьев,

Завывает и зло хохочет. Конечно,

Накрапывает дождь. Идет бедный

Ребенок по лесу. Ему всего три

Года. Еле идет. Потеряла туфельку,

Плачет. Мать, укутавшись шалью,

Наблюдает за ней из окна.

69

Вариантов начала тут очень много: девочка охотно идет к бабушке, ее

Посылают насильно, она боится идти одна по лесу, она не боится, ей 10

Лет, ей 3 года. Ей надо пройти дремучий, непроходимый лес или лужайку

В триста метров? Стоит солнечный день или дождливая погода? С

Деревьев осыпаются листья? Воет злой ветер? А может быть, сегодня

Спокойное утро, веселое и приветливое? Мать девочки может быть

Босой, в красивых туфельках, большой чистюлей, воплощением

Здоровья, больной, неряхой, хорошо одетой, доброй и злой. Можно

Насочинять множество предлагаемых обстоятельств, и от этого действие

Потечет совсем в иную сторону,

Надо вычитать из пьесы и нафантазировать мир взаимоотношений

Между людьми. Человек обычно связан со средой и людьми. Между ними

Протягиваются еле заметные нити взаимоотношений. Они, на первый

Взгляд, невидимы, но ощутимы — через поступки и поведение. Режиссер

Должен это увидеть и определить.

Вот, к примеру, имеретинское село, где проживает дворянка Марта.

Какой сложный клубок взаимоотношений между людьми, населяющими

это село! А пришедший издалека Дариспан Карсидзе со своей дочерью?

А Онисимэ, который привел этого молодого человека, молчаливого

Жениха? Неужели вот так просто, взял и от нечего делать привел? А

Может быть, у него с Мартой какие-то отношения? Может быть, Онисимэ

Сделал это в благодарность за услугу, которую оказала ему Марта? Кто

Знает? А этот несчастный Дариспан, который очень уважает свою

Родственницу Марту, но не пользуется у нее взаимностью? Еще

неизвестно, какая она ему родственница! Знаем мы этих родственников,

Которые вспоминают о родстве только тогда, когда это им для чего-то

понадобится!

А вот с Пелагеей Марта в хороших отношениях. Она ей

Покровительствует. Крестит ее детей, помогает, наставляет, руководит.

Но это очень неприятное ощущение, когда тобой руководят, тебе

Покровительствуют. Все время тем самым подчеркивают свое

Превосходство. Это унижает. Поэтому Наталия, дочь Пелагеи, и не очень

Счастлива от того, что Марта вмешивается в ее судьбу. Вероятно, дома

она часто говорит про нее матери: «Надоела, чего пристала!». А может

Быть, не говорит так, но думает. Это ведь все равно определяет ее

Поведение и отношения с окружающими. А несчастный жених Осико?

Каков он? Может быть, такой же несчастный и голодный, как эти невесты-

Бесприданницы? Но, возможно, наоборот, расчетливый стяжатель.

Марта подхалимничает перед этим мальчишкой, но мы же знаем, что

Истинное ее отношение к Осико совсем другое. И т.д. и т.п.

Увидеть, восстановить, создать связи и отношения между героями,

Проживающими в насочиненном драматургом мире, — очень важная

Проблема театрального анализа. Талантливо обнаружить и

Наладить тонкую и точную сеть взаимосвязей между героями,

Насытить эти взаимоотношения интересными жизненными

Деталями и нюансами — это, может быть, и есть самое главное

При создании режиссерской экспликации. А разве это легче сделать,

Чем написать поэму или роман, сочинить стихотворение или много-

Фигурное живописное полотно? По-моему, нет.

70

УБЕЖДЕНИЯ

У меня нет убеждений - у меня есть

Убеждения моих действующих лиц.

Б. Шоу

Поступки человека, если эти поступки сознательны, полностью

Определяются его жизненными установками. Прежде чем поступить так

Или иначе, человек обдумывает поступок, проверяет его на

Целесообразность, оценивает с точки зрения своих и чужих

Нравственных представлений. Делец, вор или добропорядочный буржуа,

Ученый или честный труженик оправдывают свои поступки с разных

Идейных позиций. У каждого человека свои «хорошо» и «плохо». Что

Считать героизмом, а что подлостью? Что считать приличным в

Обществе, а что неприличным, красивым или нет, достойным

Подражания или наоборот? Ведь все условно. Все зависит от убеждений.

Пока у человека есть определенные убеждения, с ним ничего нельзя

Поделать, потому что именно его убеждения руководят его действиями и

Поступками.

Эдмон Ростан в своей записной книжке пишет: «Идея-фикс.

Призвание. Предназначение. Жить внутренней жизнью, своей идеей. Не

Разбрасываться. Единая линия жизни. ...Будем богами: возьмем

Пригоршню, рассмотрим, поймем. Ничто не должно отвлекать нас от

Нашего труда».

Чтобы заставить человека изменить его поведение (не врать, не










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...