Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воровать, не убивать, не обсчитывать и т.п.), прежде всего нужно




Изменить его убеждения. Вору ведь не кажется, что, воруя, он совершает

Преступление. Напротив, он убежден, что совершает акт

Справедливости.

Поступки и поведение обуславливаются убеждениями людей. То же

Самое и с героями пьес. Режиссеру, прежде всего, надо как можно лучше

Разобраться в убеждениях героев будущего спектакля. Ведь убеждения у

Них всегда разные. К примеру, у Гамлета свои представления о чести и

Смысле жизни, у Клавдия — свои, а у Полония — собственные принципы

Жизни. То, что они не понимают друг друга, происходит как раз из-за

Разницы в их убеждениях. Мать Гамлета Гертруда не может понять (хотя

И догадывается) причину ненормального, с ее точки зрения, поведения

Сына. У них — разные взгляды на жизнь, разные убеждения. Отсюда и

Разное поведение. У могильщиков тоже — свои убеждения, своя жиз-

Ненная философия, своя норма жизни. Поэтому их поведение и

Объяснение ими целого ряда жизненных явлений необычайно

Интересны. Надо найти убеждения своего героя и только после этого

Приступить к сочинению его поведения в спектакле.

Несколько примеров.

Не поддаваться, все проглотить...

Сколько влезет. Пользоваться, пока можно...

Быстрая езда, девушки, вино... да! Но все это

Получить без денег... к черту честолюбие... И

Не верить бредням, что деньги добываются

Трудом.... это шантаж, к которому прибегает

Общество... не поддаваться обману... ты что,

Считаешь окружающий мир прекрасным? Что

Ты дашь своему ре бенку? Среднее

Существование с зарплатой, которой

Хватает.всего на неделю? Проституцию в

Качестве профессии для себя или мужа? Если

Это будет парень, то в двадцать лет ему будет

71

Обеспечена миленькая колониальная война или какая-нибудь другая.

И в довершение всего его ждет водородная бомба! Хорошенькая

перспектива!»

(рассуждения экзистенциалиста Алена

Из сценария Марселя Карне «Обманщики»)

Клянусь, что вечно буду бороться (подразумевается, что за

Справедливость. - М.Т.), даже если меня ожидают страдания...»

(песня Дон Кихота из мюзикла

«Человек из Ламанчи»)

Только надеждой, мой дорогой, только надеждой живем, а то бы не

выдержали! Только надеждой, и еще терпеньем, дорогой мой... других

Способов у нас нет... Много ты терпел, еще потерпи, и Бог тебя не

оставит!»

(монолог Майи из пьесы

Д.Клдиашвили «Несчастье»)

Быть или не быть?..»

(монолог Гзмлета из трагедии

В.Шекспира «Гамлет»)

В отместку тем, кто препятствует осуществлению наших планов,

Разрушать их собственные... Люди, которые из ничего не хотят ничего

сделать, ничего не достигают и ни к чему не годны. Вот мое мнение! Я

Рожден быть царедворцем. Получать, брать и просить — вот в трех

Словах тайна этого ремесла».

(монолог Фигаро из комедии

Ж.Бомарше «Женитьба Фигаро»)

Какая колоссальная разница в убеждениях!!! Это суть их жизненной

Философии, а отсюда их поведение и поступки. Убеждения человека

Что-то разрешают ему, а что-то запрещают, на что-то дают право, на что-

То накладывают запрет. Убеждения человека — двигатель и компас его

Поведения в жизни при самых разных обстоятельствах.

«МАЛЕНЬКАЯ ПРАВДА»

Для того, чтобы самолет смог взлететь, ему необходима взлетная

Полоса, ему нужен разбег. Для того, чтобы актер смог правдиво жить в

Нафантазированной среде, в предлагаемых автором и режиссером

Обстоятельствах, ему тоже необходим «разбег», толчок, трамплин. Такой

Трамплин актер должен искать в вещах конкретных, бытовых, знакомых

Ему из жизненного опыта. Нахождение и использование точных

Жизненных деталей служит актеру той «маленькой правдой», о которой

Говорил Станиславский: «Надо уметь владеть маленькими правдами,

Потому что большой правды вы никогда без них не найдете».

Для того, чтобы молоко превратилось в мацони, в него обычно кладут

Всегда одну ложку «мацвнисдеда» (закваски. - М.Т.), и эта ложка

Перестраивает всю органическую структуру молока. Так и с «маленькой

Правдой».

В спектакле Театра Марджанишвили «Я, бабушка, Илико и Илларион»

по Но-дару Думбадзе Сесилия Такаишвили играла Бабушку.* Режиссер и

Художник очень условными средствами воссоздали на сцене мир

* Спектакль поставлен Г.Лордкипанидзе (1961). Сесилия Такаишвили (1906—1985) была

Уникальной актрисой, по органике — на уровне знаменитых «старух» Малого театра, по

Эксцентризму — на уровне нашей Ф.Раневской. М.Т. с ней дружил. В фильме «Я,

Бабушка, Илико и Илларион» Т.Абуладзе она тоже играла Бабушку.

72

Гурийской деревни. Все было обозначено чуть-чуть. А Сесилия

Такаишвили отказалась играть, пока ей не поставили настоящий бухари

{камин. - M.T.), не дали ступку и душистую траву, которую она будет в ней

толочь, и обязательно — трехногую низкую скамейку! И еще массу

Подробностей и мелочей продумала актриса, которые и составляют

Секрет ее творчества.

Среда, в которой живет человек, — что это такое? Это может быть

Городская среда, производственная, курортная, сельская. Ее можно

Всего только ощущать, чувствовать, но, чтобы это ощущение возникло,

Стало полезным, необходимо иметь какие-то признаки этой среды.

Актриса ищет детали быта. Очки. Какие должны быть очки у такой

Бабушки? Вспоминаются все очки, когда-либо виденные в жизни. Надо

Найти именно те, которые помогут ей создать образ бабушки. Черное,

Бесформенное платье, впалые щеки. Черная повязка на лбу, а под

Повязкой — чистый-чистый белый платок, только узенькая полоска

Видна. Это очень важно. И легкая обувь, которую почти не ощущаешь. И

Так постепенно и незаметно, неизвестно, на какой по счету репетиции,

Возникает видение мира, который окружает эту женщину, среда, в

Которой может существовать актриса, ее играющая, — только в этой и ни

в какой другой!

Серго Закариадзе играет сапожника*. Требует от постановочной части

На сцену почти весь сапожничий инструмент — и кожу, много кожи, и

Всевозможные иные приспособления, необходимые для этого ремесла.

Актер погружается в бытовые детали среды, в которой живет его герой.

Расклеивает по стенам своей сапожничьей будки фотографии,

Вырезанные из журналов и газет, точно так же, как это делают в жизни

Настоящие сапожники. Актер режет настоящую кожу настоящим

Сапожничьим ножом, как заправский мастер, стучит молотком, забивая

Гвозди, прошивает вощеными нитками ранты — заставляет себя через

Детали быта поверить в условное как в реальное. Вместе с режиссером

Актер старается все это увидеть, чтобы с помощью воображения

Погрузиться в чужую жизнь, нарисованную автором.

Но нельзя слепо следовать указаниям автора (ремарки, слова...),

Надо воспринимать их через призму когда-то и где-то существовавшей

Жизни. Надо вспомнить в реальности существовавших или

Существующих людей, подобных героям пьесы или похожих на них.

Вспомнить, как они мыслят, как страдают и радуются, что делают и как

Делают в похожих обстоятельствах.

Хорошо при изучении быта и жизни использовать свои личные

Впечатления, воспоминания, личный опыт и реальные ситуации. Это

Даст воображению толчок. Надо убедить себя, что все, происходящее в

Пьесе, происходило в действительности с вашими знакомыми, близкими,

Родными. Надо вспомнить, как все это с ними происходило, каковы были

Причины и как они себя вели и действовали.

Для того, чтобы сочинить и определить характеристику действующих

Лиц, надо их услышать, увидеть, понять, определить их стремления и

Мечты. Постараться увидеть в воображении и попробовать вместе с

актером:

1. как они ходят, какая у них походка;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...