Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТГП в системе юридических наук




Место ТГП в системе юридических наук определяется ее характерными чертами:  * ТГП – вводная учебная дисциплина, которая дает исходные положения юридической науки;

* ТГП – фундаментальная наука, в составе юридической науки она относится к первому блоку знаний; *ТГП – обобщающая наука, которая берет общие вопросы всех отраслевых наук.; *ТГП – методологическая наука, разрабатывающая положения, которые используются другими юридическими науками.

Система юридических дисциплин:

1) историко-теоретические науки (ТГП, ИГП, история политических и правовых учений); Историко-правовые науки концентрируют внимание на исторической конкретности государства и права. Поэтому ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. 2) отраслевые науки (КП, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.); По отношению к отраслевыми науками ТГП выступает как обобщающая, синтезирующая наука:

* ТГП изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования.

* ТГП исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.).

* ТГП играет методологическую роль в юриспруденции: без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут. 3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права (сравнительное право, сопоставляющее правовые системы отдельных стран). ТГП значительно меньше взаимосвязана с прикладными науками, потому что последние включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук.

 

6. Характер взаимодействия государства и права Проблемы соотношения права и государства  Право и государство находятся в диалектическом, т.е. противоречивом единстве. В теории по проблеме соотношения права и государства существуют два подхода.

1. Этатистский, исходящий из приоритета государства над правом. Здесь право рассматривается как продукт государственной деятельности, как следствие деятельности государства. Право находится в подчиненном виде к государству. Подход к понятию права как совокупность норм, издаваемых государством, приводит к принижению права.

2. Ограничение государства правом (школа естественного права): приоритет права по сравнению с государством, право возникает до государства, старше его, государство не есть источник права.

Существует и третья точка зрения, состоящая в том, что их взаимоотношения носят характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а, значит, между ними имеется функциональная связь. Такой подход представляется более правильным, лишенным односторонности.

В юридической науке утверждается, что государство является непосредственным фактором создания права и главной силой его осуществления. Оно (государство) использует право для достижения целей государственной политики. Так, С.С. Алексеев пишет, что государство выступает в качестве формулирующего и обеспечивающего фактора. Оно сообщает определенным нормам поведения людей общеобязательное значение.

Из этого видно, что государство непосредственно устанавливает (учреждает) общие нормы, является фактором, формирующим право. Оно придает праву определенные юридические формы, создает право на институциональном уровне.

Данное положение нельзя рассматривать в авторитарном смысле, ибо глубинные истоки права находятся в экономике, культуре, традициях, обычаях. Забвение этого ведет к юридическому позитивизму, к признанию государства учредителем, творцом права.

Вместе с тем неверно рассматривать право в полном отрыве от государства. Творческая роль государства в отношении права состоит в следующем: 1) в осуществлении правотворческой деятельности. Оно определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет их юридическую форму, учреждает общие нормы. Характер этой деятельности в значительной степени зависит от политического режима (демократия, тоталитаризм); 2) в санкционировании государством норм, которые не относятся к прямому государственному правотворчеству (мусульманское право); 3) в признании юридически обязательными фактически сложившихся отношений в качестве норм права; 4) в обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирования, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует ее обновлению.

Роль государства в обеспечении реализации права. Велика роль государства в обеспечении реализации права. Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношении через функцию принуждения.  Право потеряло бы свое значение без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. Даже только угроза принуждения охраняет право. Государство объективно способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников отношений действовать в соответствии с правом. Вместе с тем, объективно существуют пределы воздействия государства на право. Государство не должно использовать право в противоречии с его истинным назначением. Как пишет С.С. Алексеев, право существует и развивается в известном противоборстве с государством.

Государство нуждается в праве не в меньшей степени, чем право в государстве. Существует определенная зависимость государства от права. Зависимость государства от права проявляется, во-первых, в системе внутренней организации государства и, во-вторых, в его деятельности.

Основные направления воздействия права на государство. 1. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние отношения в государственном механизме. Оно закрепляет форму, устройство государства, компетенцию органов государственной власти, препятствует узурпации власти какой-либо одной ветвью власти. 2. Право воздействует на государство при его взаимоотношении с населением, гражданами. Государственные органы могут совершать только такие действия, которые предусмотрены законом. 3. Право легализует государственную деятельность, обеспечивая дозволенность охранительных и принудительных мер государства. 4. Правом обозначаются границы деятельности государства, пределы вмешательства в частную жизнь граждан. 5. Право регулирует взаимоотношения государства с нациями и народностями. 6. Право позволяет осуществлять контроль за деятельностью государственного аппарата.

Подведем итог: право - средство ограничения государства. Оно, по словам С.С. Алексеева, главный институт цивилизации, способный обуздать государство, его произвол. Государственная власть, ограничивая себя правом, усиливает в обществе чувство законности, получает правильную организацию. Ограничение власти правом преследует цель ее упрочения. Своеобразным венцом, выражающим позитивный потенциал, заложенный в праве, является правовое государство.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...