Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Типология государств: основные подходы.




Типология осуществляется в основном с позиции 2 подходов: 1.Формационный подход

При формационном подходе все государства в своем развитии проходят одну типологическую лестницу без переходов:

Рабовладельческое государство → феодальное государство → буржуазное (капиталистическое) государство → социалистическое государство.

Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Главным недостатком марксистской типологии государства, основанной на формационном подходе, являются схематизм, однолинейность. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, "профеодальное").

К уже известным формациям сторонники формационного подхода предлагают добавить "восточное государство", "азиатский способ производства" и "профеодализм" и по-новому подойти к характеристике "посткапиталистического" государства (что это: новый тип государства или переходное состояние?). Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - КНР - продолжает строить социализм с китайской спецификой.

2. Цивилизационный подход

При характеристике конкретного государства следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы (особенности духовной жизни в обществе, формы сознания (различные религии и мировоззрения), географическое расположение государств и их историческое развитие).

Культура– исторический определенный уровень развития общества, способностей человека и его творческих сил, выраженный в типах и организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Цивилизация– 1) уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) эпоха деградации и упадка в противовес целостности и органичности культуры (Шпенглер «Закат Европы», Бердяев).

Духовно-культурные факторы по отношению к формационному подходу способны: * полностью блокировать влияние того или иного способа производства. * частично парализовать его движение. * прервать его поступательное движение. * усиливать социально-экономическое развитие.

Классификация цивилизационного подхода

Основоположник - А. Дж. Тойнби. Он изначально выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии развития (становление, возникновение, надлом и гибель).

Прогресс человечества Тойнби видел в духовном совершенствовании (движущая сила – творческая). Изначально выделил около 100 локальных цивилизаций, затем сгруппировал до 20. В основе его классификации лежали религия, общность мышления и историко-политической судьбы, экономическое развитие.

В последних работах Тойнби выделил по географическому признаку 5 цивилизаций:

- Китайская, - Индийская, - Исламская,

- Западная, - Русская.

Другие классификации в рамках цивилизационного подхода 1) В.Н. Дмитрук выделяет следующие типы цивилизаций:

* древние государства; * средневековые государства;  * современные государства.

2) * Локальные цивилизации (цивилизации отдельных народов) (Шумерская, Эгейская, Майя); * Особые цивилизации (Китайская, Западноевропейская, Восточноевропейская, Исламская); * Всемирная цивилизация (охватывает все человечество, формируется в настоящий момент на принципах гуманизма).

3) * Первичные (Япония, Древнеегипетская) – эти государства являются частью базиса, а не только самой надстройки (государство в приоритете по отношению к обществу); непосредственная связь с религией.

* Вторичные (Северная Америка, Латинская Америка, Восточная Европа) – государство не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный корпус; государство – одно из составляющих в общественной системе. 4) * демократические,

* недемократические. 5) * светские,

* клерикальные (религия имеет статус государственной), * теократические (государственная власть у церкви), * атеистические. 6) * полицейские,  

* правовые,  * социальные. 7) * сельскохозяйственные, * научные,

* технические.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В наше время имеется множество государств, которые не могут быть без существенных оговорок отнесены ни к одному из названных типов, - переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов, чаще всего к буржуазному (страны Азии, Африки и Латинской Америки), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

Существенные черты:

1. Переходный период длится долгое время.

2. Переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, но и изменение ценностей общества, его качественного состояния, общественных структур.

3. Переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью, и отражает накопленные конкретным народом культурные и духовные ценности.

 

  Цивилизационный (культурологический) подход Формационный подход

«+»

Глубоко изучается история отдельных народов во всем ее многообразии. В истории различных народов выделяется одно общее.
Изучаются те стороны общественной жизни, которые «выпадают» при формационном подходе (духовные ценности, психология, религия, наука). История человечества представлена как единый процесс.

В центр исследования поставлен человек и его деятельность (гуманистический подход).

Установлены определенные законы исторического развития общества.
Определена периодизация всемирной истории и отдельных народов.

«-»

Невозможен взгляд на всемирную историю как на единый процесс развития человечества. Многие народы не проходят в своем развитии через одну или несколько формаций.
Есть возможность даже полного отрицания единства человеческой истории, изоляции народов и обществ. Процессы политики, культуры с чисто экономических позиций всегда упрощены и искажены.

Возможности исследований закономерностей исторического развития общества сведены к минимуму.

Применение формационного подхода отодвигает на задний план роль человека и его деятельности.
Недостаточное внимание уделено уникальности и своеобразию истории отдельных народов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...