Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная власть: понятие, виды.




Социальная власть средство организации общественной жизни, посредством которой один субъект имеет возможность подчинять своей воле волю другого субъекта.

Виды социальной власти: 1. Корпоративная;

2. Патриархальная (внутрисемейная);

3. Экономическая (власть денег); 4. Духовная (контроль над разумом и сознанием); 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ представляет собой отношения между государственными органами, с одной стороны, и населением (не только граждане), с другой, по поводу обеспечения безопасности и правопорядка в стране.

Свойствагосударственной власти:

1. Универсальность (всепроникновенние) означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

2. Общеобязательность 3. Осуществляется посредством принятия правовых актов

4. Осуществляется через официальные органы (монополия на власть только у государства). Структуру государственной власти составляют: 1. Субъект (государство в лице его органов); 2. Объект (подвластные, население государства); 3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть и государство

К вопросу о соотношении между государственной властью и государством можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) государственной власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.

Дополнительные характеристики государственной власти:

а) легальность – официально-допустимый порядок деятельности государственных органов (разрешенный статус).

б) легитимность – признание законности государственной власти в глазах большинства населения (одобряется большинством).

М. Вебер выделил 3 вида легитимности:

* Традиционная легитимность основана на традициях народа. Народ поддерживает власть потому, что привык к ней; власть носит длительный, устойчивый характер. Примером может служить монархическая власть.

* Харизматическая легитимность основана на личности вождя. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

* Рациональная (рационально-правовая) легитимность основана на законе. Народ поддерживает власть, т.к. она носит законный характер, воспринимается как справедливая.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.

И легальность, и легитимность должны рассматриваться в качестве желательных атрибутов государственной власти. Нелегальные государственные органы объявляются вне закона.

Формы придания легитимности: выборы, референдумы, отсутствие массовых беспорядков. Степень легитимности можно определить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимность не тождественна популярности. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и программ также указывает на степень легитимности правления.

 

 

Тип государства: понятие и соотношение со смежными категориями.

Тип государствагруппа государств со сходными существенными признаками, объединенная в рамках однородной исторической эпохи.

Признаки: 1) Это совокупность государств;

2) Эти государства развиваются в пределах одной исторической эпохи; 3) У этих государств однородна сущность (кому и в чьих интересах государство служит).

Типология осуществляется в основном с позиции 2 подходов: 1. формационного;  

2. цивилизационного.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...