Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внимание как регулятор умственной деятельности человека




Одним из основных признаков психического отражения есть поисковая активность индивида.

Механизм, который обеспечивает ограничение поисковой активности в определенном направлении, называется вниманием.

 

Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенности ее на объекте, который имеет для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную). В психологии различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

В зависимости от содержания деятельности внимание делят на:

1) внешнее или сенсорное и двигательное (моторное) внимание;

2) внутреннее, интеллектуальное внимание.

 

Виды внимания и их характеристики

Вид внимания  Условия возникновения  Основные характеристики  Механизмы
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого раздражителя, что вызывает эмоциональный отклик.  Непроизвольность легкость возникновения и переключения Ориентированный рефлекс или доминанта, характеризуется более или менее стойким интересом личности
Произвольное  Постановка (принятие) задачи.  Направленность соответственно за­да­че. Требует волевых усилий, утом­ляет Главная роль 2-ой сигнальной системы
Послепроиз­вольное Вхождение в деятельность и возникновение интереса.  Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Доминанта, которая характеризует возникший в процессе данной деятельности интерес.

 

Качества внимания

1. Активность - произвольная, непроизвольная.

2. Направленность - внешняя, внутренняя.

3. Широта - объем, распределение.

4. Переключение - легкое, трудное.

5. Интенсивность - высокая, низкая.

6. Устойчивость - стойкая, неустойчивая.

 

 

ПРАКТИЧЕСКое ЗАДАние

Методика 1. Характеристика памяти

Определите ваш тип памяти.

1. Прочитайте вслух приведенный ниже ряд слов (интервал между словами 3с). Теперь закройте этот ряд листком бумаги и попробуйте его воссоздать (порядок слов постарайтесь сохранить). Запишите запомнившиеся слова. Проверьте, какое количество слов вы запомнили правильно. Повторите то же со вторым рядом слов.

Слова для запоминания на слух:

а) ЛИПА, НОЖНИЦЫ, ЛАМПА, ЯБЛОКО, КАРАНДАШ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ЛИСТОК.

Количество правильно запомнившихся слов -... .

б) СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, ОЧКИ, РЕКА, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, ЛОЖКА, ПТИЦА, ОГОНЬ.

Количество правильно запомнившихся слов - ... .

Объем слуховой памяти на слова (Псс) находят по формуле:

Псс=(а+б)/2 , где а. и б. соответственно результаты выполнения п. а, и б задания.

Проделайте то же самое с числовым рядом, приведенным ниже.

Числа для слухового запоминания:

в) 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46.

Количество правильно запомнившихся чисел - ....

г) 72, 15, 44, 83, 37, 6, 18, 56, 47.

Количество правильно запомнившихся чисел - ... .

Объем слуховой памятина числа (Псч) находят по формуле:

Псч=(в+г)/2, где в и г - результаты выполнения п. ви г задания.

Объем слуховой памяти (Пс) находят по формуле:

Пс=(а+б+в+г)/4.

2. Закройте листком бумаги приведенный ниже ряд слов, затем откройте для его зрительного восприятия в течение, 10 с. Закройте опять этот ряд и попытайтесь воспроизвести его. Запишите запомнившиеся слова и проверьте, какое число слов вы запомнили верно. Повторите тоже со вторым рядом слов. Слова для зрительного запоминания:

д) СТРЕКОЗА, ПУЛЕМЕТ, ЧАЙНИК, БАБОЧКА, ПИРОГ, ХОМУТ, СВЕЧА, ТАЧКА, ЖУРНАЛ, МАЛИНА.

Количество правильно запомнившихся слов - ... .

е) ШУТКА, ДУБ, КУРИЦА, ОКНО, ГАЗЕТА, COЛНЦЕ, РЫБА, НОГИ. ВОДА, ГОЛОВА.

Количество правильно запомнившихся слов - ... .

Объем зрительной памяти на слова (Псс) находят по формуле:

Псс=(д+е)/2 , где д и е соответственно результаты выполнения п. д и е задания.

Проделайте то же самое с числовым рядом, приведенным ниже.

Числа для зрительного запоминания:

ж) 34, 5, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.

Количество правильно запомнившихся чисел - ... .

з) В течение 10с внимательно рассматривайте фигуры, вписанные в десять квадратов, а затем закройте их и попытайтесь воспроизвести в том же порядке или назовите номер и фигуру (см. рис.):

 

Количество правильных ответов. - ... .

Объем зрительной памяти (Пз) находят по формуле:

Пз=(д+е+ж+з)/4.

3. Читая вслух последовательно слова из нижеприведенного ряда, одновременно мысленно записывайте их в воздухе. Закройте слова листком бумаги и воспроизведите их по памяти. Какое число слов вы запомнили ? Повтори­те то же самое со вторым рядом слов.

Слова для двигательного, зрительного и слухового восприятия:

и) БЕРЕГ, СОБАКА, ПАРТА, САПОГИ, СКОВОРОДКА, РОЩА, ГРИБ, КНИГА, САМОВАР, ПАЛЬТО, СЛОВАРЬ, КАША, ПРОРЫВ, МОРКОВЬ, ВОДА.

Количество правильно запомнившихся слов - ... .

к) БОЧКА, КОНЬКИ, ОГУРЕЦ, ВАЛЬС, ПАРОХОД, БУТЕРБРОД, OБРЫВ, УЛЫБКА, МЯСО, ПАРТА, COВЕСТЬ, МОРОЗ, ПИРОЖНОЕ, ОГОНЬ, ГЛИНА.

Количество правильно запомнившихся слов - ... .

Объем зрительно-моторно-слуховой памяти (Пзмс) находят по формуле:

Пзмс=(и+к)/2, где и и к соответственно результаты выполнения п. и, к задания.

Объем памяти:

А) слуховой - ... ;

Б) зрительной - ... ;

В) двигательной - ... ;

Г) механической - ...;

Ж) словесной - ... ;

Е) числовой - ... .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...