Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А.Климова)




Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если вам пришлось бы выбирать только из двух возможностей, то какой бы вид деятельности вы предпочитаете?

Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь «Лист ответов» и, внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для вас. Можно поставить два «+», что отражает еще большую привлекательность вида деятельности. Наконец, если оцениваемая работа очень нравится вам, поставьте три «+». Знаком «-» отметьте занятие, которое вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится — то три «-».

Лист ответов

Л Т П З Х
 2а  1б  1а  2б  3а
 4б  4а  3б  9а  5б
 6б  7б  6а  9б  7а
 8а  9а  10а  10б  8б
 12а  11б  11а  12б  13а
 14б  14а  13б  15а  15б
 16б  17б  16а  19б  17а
 18а  19а  20а  20б  18б
         
         
         

 Текст опросника

Ухаживать за животными Или Обслуживать машины
Помогать больным людям, лечить их Или Составлять таблицы, программы для вычислительных машин
За Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов Или Следить за состоянием и развитием растений
Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.) Или Доводить товары до потребителя (рекламировать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи Или Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Содержать животных Или Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) Или Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п.
Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии) Или Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище Или Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных Или 10б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений Или 11б Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
12а Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать Или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности Или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Налаживать медицинские приборы, аппараты Или 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т.п.
15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т. п. Или 15б Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Выполнять лабораторные анализы в больнице Или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий Или 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п. Или 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания Или 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада Или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, компьютере и др.)

Обработка результатов. После заполнения «Листа ответов» подсчитайте чис­ло знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное число плюсов в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.

Затем необходимо аналогичным образом подсчитать число минусов и записать их во вторую пустую строку листа ответов.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный ре­зультат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким обра­зом, в этой последней строке может появиться как положительное, так и отрица­тельное число. Полученный результат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закоди­рованы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.

1. Ч — профессии типа «человек—человек», где основной объект труда — чело­век.

2. Т — профессии типа «человек—техника», где основной объект труда — тех­ника, технические системы.

3. П — профессии типа «человек—природа», где основной объект труда — при­рода.

4. З— профессии типа «человек — знаковая система» (например, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т. п.).

5. Х— профессии типа «человек — художественный образ».

При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только пока­затели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют виды потребностей?

2. Являются ли потребности исходными побуждениями к деятельности? Почему?

3. Кто является автором пирамиды потребностей? Сколько ступеней она включает?

4. Чем отличаются понятия мотива и мотивации?

5. Как связаны сила и структура мотивации с успешностью учебной деятельности?

6. В чем состоит специфика мотивации успеха и мотивации боязни неудачи?

7. Какова роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности?

8. Что такое направленность личности?

9. Какие выделяют формы направленности? Кратко охарактеризуйте каждую из них.

Какие методики изучения профессиональных интересов и отношения к профессии вы знаете?

Тема 4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Цель:изучить познавательные процессы личности как структурные компоненты интеллектуальной сферы личности. Освоить методики диагностики памяти и мышления.

 

Ход занятия

I. Вопросы для самоподготовки:

1.1. Ощущение и восприятие - простейшие психические процессы.

1.2. Память и ее виды.

1.3. Мышление (типология), воображение, творчество.

1.4. Внимание как регулятор умственной деятельности человека.

 

Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.

 

II. Сделать аннотацию на одну из работ:

2.1. Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. –М.: Изд-во МГУ, 1982.

2.2. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. –1973. - №3.

2.3. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. –М.: изд-во МГУ, 1977, с. 169-174, с.195-200, с.217-222.

2.4. Тихомиров О.К. Психология мышления. –М.: Просвещение, 1984.

2.5. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. –М.: Наука, 1981, с.328-331., с.332-341.

2.6. Пономарев Я.А. Психология творчества. –М.: Наука, 1976.

2.7. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. –М.: Изд-во МГУ, 1968.

2.8. Куприянович А.И. Резервы улучшения памяти. –М.: Наука, 1970.

 

III. Экспериментальное исследование:

3.1. Методика «Характеристика памяти».

3.2. Методика «Характеристика мышления».

3.3. Методика «Хитрец ли вы?» (см. «Познай себя», с.11-12).

3.4. Методика «Остроумны ли вы?» (см. «Познай себя», с. 18-19).

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

Основные понятия: чувственное познание, ощущение, чувствительность, адаптация, мышление, анализ, классификация, проблемная ситуация, внимание, внимательность, объем внимания, память, кратковременная память, долгосрочная память.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...