Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема возникновения (генезиса) психикиСтр 1 из 10Следующая ⇒
ЛУГАНСК ВНУ 2000 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
У Т В Е Р Ж Д Е Н О Протокол №1 от 31.08.2000 г.
Луганск ВНУ 2000 УДК 159.9.072
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей дневной формы обучения, темы 1-4 / Сост.: В.В.Третьяченко, О.Н.Задорожная, Ю.А.Бохонкова. -Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та, 2000. 52с.
Данные методические указания предназначены для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Указания содержат планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, практические задачи и тесты, предлагаются списки литературных источников, необходимых для более глубокого изучения конкретной темы, вопросы для самоконтроля.
Составители: В.В.Третьяченко, проф. О.Н.Задорожная, ассист., Ю.А.Бохонкова, ассист.
Отв. за выпуск О.Н.Задорожна, ассист.
Рецензент С.Д.Иванова, доцент.
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Цель: получить теоретические знания по теме, иметь представление о процедуре и исследовательских приемах и способах анализа полученных результатов.
Ход занятия I. Вопросы для самоподготовки: 1.1. Предмет психологии и педагогики. 1.2. Общее понятие о психике. 1.3. Принципы, задачи, области психологии, которые имеют отношение к педагогике. 1.4. Метод, методика, методология. 1.5. Классификация методов психолого-педагогического исследования (основные и вспомогательные). Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.
II. Подготовить аннотацию на одну из работ: 2.1. Понятие метода, методологии // Философская энциклопедия. - Г.: Советская энциклопедия. Т.3 - С.408. 2.2. Вікова та педагогічна психологія/ Під ред. Гамезо М.В., Матюхіної М.В., Михальчик Г.С. - К.: Наук.думка, 1984, с.14-25. 2.3. Пиаже Ж. Экспериментальная психология (выпуск 2). - Г.: Мысль, 1956. 2.4. Люблинская А.А. Детская психология. - Г.: Прогресс, 1971, с.17-30 (раздел «Методы»). 2.5. Роговин М.С. Введение в психологию. - Г.: Наука, 1969, с.147-162, с.169-179. 2.6. Практикум по общей психологии /Под ред. Щербакова А.И. - М.: Наука, 1979, с. 19-29 (Тема 27). 2.7. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. -1986. - №2, с.30-40. 2.8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. - 1982. - №1. 2.9. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика // Серия «Знание» (педагогика и психология). -1985. - №4, с.10-14. 2.10. Джужа Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Вопросы психологии. - 1987. - №4, с.145-151. 2.11. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. -1984. - №4, С. 149-152.
III. Экспериментальное исследование 3.1. Методика Айзенка на определение типа темперамента (выполняется на занятии). 3.2. Методика «Хороший ли вы психолог?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 45-47.) 3.3. Методика «Не ошиблись ли вы в выборе своей профессии?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 56-60.)
IV. Основная литература 4.1. Первоисточники см. п. II. 4.2. Конспект лекций по данной темой. Общая психология: Учеб. Для студентов высш.учеб.заведений /Под ред. С.Д.Максименко - К.: Форум, 2000. - 543с. 4.4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 4.5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.1: Общие основы психологии. -688 с. 4.6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. - 560с.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: психология, педагогика, воспитание, психика, сознание, бессознательное, отражение, принцип, метод, методика, методология.
Предмет психологии и педагогики
Психология - это наука о душе. Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предмет психологии - основные закономерности порождения и функционирования реальности. Объект психологии - носители психики: и человек, и животные. Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Предмет педагогики - исследования сущности развития и формирования личности человека и разработка на этой основе теоретических и методологических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Проблемы, которые исследует педагогика 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание. 2. Определение целей воспитания. 3. Разработка содержания воспитания. 4. Исследование методов воспитания.
Общее понятие о психике Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность (Словарь практического психолога / Под ред. Головина С.Ю.). Психика - это неотъемлемое свойство живого. Психика - это субъективное воображение объективного мира. Психика - это системное качество мозга. Психика и у человека, и у животных – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
У человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью.
Психика и человека, и животных включает множество субъективных явлений. Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психический процесс – это отдельные формы или виды психической деятельности. С помощью таких, например, как ощущения и восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и прочее). Иными словами, к психическим свойствам и особенностям личности относят качество ума, эмоционально-волевой среды, закрепившееся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека. Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Они вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т.д.). Понятие «состояние» характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств (настроения, аффекты) внимания, воли, мышления и т.д.
Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны между собой и могут переходить один в другой. Высшей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения является сознание.
Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (Рис. 1). Рисунок 1. Структура психики
Рисунок 2.Основные функции психики
Проблема возникновения (генезиса) психики «Антропопсихизм» (связан с именем Декарта) - возникновение психики связано с появлением человека, то есть психика существует только у человека. «Панпсихизм» - общая одухотворенность природы (Робине, Фехнер). «Биопсихизм» - психика - свойство не всякой вообще материи, а свойство только живой материи (Гоббс, К.Бернар, Геккель, Вундт). «Нейропсихизм» - психика - свойство не всякой живой материи, а только тех организмов, которое имеют нервную систему (Дарвин, Спенсер, многие современные физиологи и психологи). Каждый из этих взглядов нельзя принять безоговорочно. Проблема возникновения психики до сих пор считается не решенной.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |