Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема возникновения (генезиса) психики




ЛУГАНСК ВНУ 2000


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
 К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ по ДИСЦИПЛИНе
 «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
 Темы 1-4
 (для студентов всех специальностей дневной формы обучения)

 

 

У Т В Е Р Ж Д Е Н О
на заседании кафедры
психологии и педагогики.

Протокол №1 от 31.08.2000 г.  

 

Луганск ВНУ 2000


УДК 159.9.072

 

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине: «Основы психологии и педагогики» для студентов всех специальностей дневной формы обучения, темы 1-4 / Сост.: В.В.Третьяченко, О.Н.Задорож­ная, Ю.А.Бохонкова. -Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та, 2000. 52с.

 

 

Данные методические указания предназначены для использования студентами при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Основы психологии и педагогики». Указания содержат планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, практические задачи и тесты, предлагаются списки литературных источников, необходимых для более глубокого изучения конкретной темы, вопросы для самоконтроля.

 

 

Составители:                    В.В.Третьяченко, проф.

                                              О.Н.Задорожная, ассист.,

                                              Ю.А.Бохонкова, ассист.

 

 

Отв. за выпуск                   О.Н.Задорожна, ассист.

 

Рецензент                           С.Д.Иванова, доцент.

 

 


 

 

 Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Цель: получить теоретические знания по теме, иметь представление о процедуре и исследовательских приемах и способах анализа полученных результатов.

 











Ход занятия

I. Вопросы для самоподготовки:

1.1. Предмет психологии и педагогики.

1.2. Общее понятие о психике.

1.3. Принципы, задачи, области психологии, которые имеют отношение к педагогике.

1.4. Метод, методика, методология.

1.5. Классификация методов психолого-педагогического исследования (основные и вспомогательные).

Примечание: подготовиться к контрольной работе по вышеуказанным вопросам.

 

II. Подготовить аннотацию на одну из работ:

2.1. Понятие метода, методологии // Философская энциклопедия. - Г.: Советская энциклопедия. Т.3 - С.408.

2.2. Вікова та педагогічна психологія/ Під ред. Гамезо М.В., Матюхіної М.В., Михальчик Г.С. - К.: Наук.думка, 1984, с.14-25.

2.3. Пиаже Ж. Экспериментальная психология (выпуск 2). - Г.: Мысль, 1956.

2.4. Люблинская А.А. Детская психология. - Г.: Прогресс, 1971, с.17-30 (раздел «Методы»).

2.5. Роговин М.С. Введение в психологию. - Г.: Наука, 1969, с.147-162, с.169-179.

2.6. Практикум по общей психологии /Под ред. Щер­ба­кова А.И. - М.: Наука, 1979, с. 19-29 (Тема 27).

2.7. Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов: сущность и значение // Вопросы психологии. -1986. - №2, с.30-40.

2.8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. - 1982. - №1.

2.9. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика // Серия «Знание» (педагогика и психология). -1985. - №4, с.10-14.

2.10. Джужа Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях // Вопросы психологии. - 1987. - №4, с.145-151.

2.11. Рутенберг Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. -1984. - №4, С. 149-152.

 

III. Экспериментальное исследование

3.1. Методика Айзенка на определение типа темперамента (выполняется на занятии).

3.2. Методика «Хороший ли вы психолог?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 45-47.)

3.3. Методика «Не ошиблись ли вы в выборе своей профессии?» (см. Вереина Л.В., Третьяченко В.В., Федоров В.Г. Познай себя. - Луганск: Изд-во ВУГУ, 1993, с. 56-60.)

 

IV. Основная литература

4.1. Первоисточники см. п. II.

4.2. Конспект лекций по данной темой.

Общая психология: Учеб. Для студентов высш.учеб.заведений /Под ред. С.Д.Максименко - К.: Форум, 2000. - 543с.

4.4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

4.5. Немов Р.С. Психология: Учеб.для высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн.1: Общие основы психологии. -688 с.

4.6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Універсітэцкае, 2000. - 560с.

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ

Основные понятия: психология, педагогика, воспитание, психика, сознание, бессознательное, отражение, принцип, метод, методика, методология.

 

Предмет психологии и педагогики

 

Психология - это наука о душе.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Предмет психологии - основные закономерности порождения и функционирования реальности.

Объект психологии - носители психики: и человек, и животные.

Педагогика - наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Предмет педагогики - исследования сущности развития и формирования личности человека и разработка на этой основе теоретических и методологических принципов воспитания как специально организованного педагогического процесса.

 

Проблемы, которые исследует педагогика

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание.

2. Определение целей воспитания.

3. Разработка содержания воспитания.

4. Исследование методов воспитания.

 

 

Общее понятие о психике

Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность (Словарь практического психолога / Под ред. Головина С.Ю.).

Психика - это неотъемлемое свойство живого.

Психика - это субъективное воображение объективного мира.

Психика - это системное качество мозга.

Психика и у человека, и у животных – это высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

 

У человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью.

 

Психика и человека, и животных включает множество субъективных явлений.

Психические явления – это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма) воздействия. При этом психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности.

Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психический процесс – это отдельные формы или виды психической деятельности. С помощью таких, например, как ощущения и восприятия, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами.

Психические свойства личности – наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент, характер и прочее). Иными словами, к психическим свойствам и особенностям личности относят качество ума, эмоционально-волевой среды, закрепившееся в характере, темпераменте, способностях и поведении человека.

Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за определенный период времени. Они вызываются внешней ситуацией, самочувствием, индивидуальными особенностями человека и влияют на его поведение в течение определенного периода (например, состояния утомления, раздражительности, активности и т.д.).

Понятие «состояние» характеризует статику явления (в отличие от процессов) и определяется проявлением чувств (настроения, аффекты) внимания, воли, мышления и т.д.

 

Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны между собой и могут переходить один в другой.

Высшей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в процессе его трудовой деятельности, познания и общения является сознание.

 

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных различными воздействиями, во влиянии которых человек не отдает себе отчета (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура психики

 

 

 

 

Рисунок 2.Основные функции психики

 



Проблема возникновения (генезиса) психики

«Антропопсихизм» (связан с именем Декарта) - возникновение психики связано с появлением человека, то есть психика существует только у человека.

«Панпсихизм» - общая одухотворенность природы (Робине, Фехнер).

«Биопсихизм» - психика - свойство не всякой вообще материи, а свойство только живой материи (Гоббс, К.Бернар, Геккель, Вундт).

«Нейропсихизм» - психика - свойство не всякой живой материи, а только тех организмов, которое имеют нервную систему (Дарвин, Спенсер, многие современные физиологи и психологи).

Каждый из этих взглядов нельзя принять безоговорочно.

Проблема возникновения психики до сих пор считается не решенной.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...