Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о потребности. Виды потребностей




Потребность - это состояние, которое возникает в результате противоречия между организмом и окружающей его средой; состояние надобности в чем-либо жизненно необходимом.

 

Потребности человека имеют общественно-личный характер.

По своему происхождению могут быть природными и культурными.

По характеру своего предмета потребности делятся на материальные и духовные.

 

Известный психолог Абрахам Маслоу создал иерархическую лестницу потребностей и показал, что развитие потребностно-мотивационной сферы идет от низших, физиологических уровней (потребность в пище, тепле, самозащите) к высшим, духовным (рис.3).

 

Поведением человека руководят не все потребности синхронно, а в каждый момент времени среди них выделяется главная потребность. Потребности более высокого порядка могут возникать только после удовлетворения (до определенного минимума) потребностей более низкого уровня. Высшие потребности созревают позднее низших. Физиологические потребности даны человеку от рождения.

 


Рисунок 3. Иерархическая пирамида потребностей Абрахама Маслоу

Понятие мотива, стимула

Мотивы - это побуждения к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности.

Стимул (от латинского stimulus- остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - влияние, что предопределяет динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию.

 

Мотивы отличаются один от другого видом проявляющихся потребностей, формами, которые они принимают, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой, учебной деятельности).

 

 

Осознанные мотивы - человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей (интересы, убеждения, стремления).

Неосознанные мотивы - человек не отдает себе отчета в том, что его побуждает к деятельности (установки и влечения).

 

Мотив всегда, так или иначе, связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и языком.

Мотив - предмет, который отвечает актуальной потребности, то есть выступает в качества способа ее удовлетворения и организации, определенным образом направляет поведение (по А.Н.Леонтьеву).

Осознанная потребность становится мотивом поведения. В общем виде мотив является отражением потребности.

Совокупность стойких мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от имеющихся ситуаций, называется направленностью личности.

Направленность личности всегда социально-обусловлена и формируется путем воспитания.

 


Направленность личности

Направленность - это установки, которые стали свойствами личности.

Установка личности – это занятая позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

 

Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечения, желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения.

Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы.

Склонность – возникает при включении в интерес волевого акта.

Идеал – конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

Мировоззрение – система философских, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

Убеждение – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступить в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

 

Характеристика интересов

  Интересы ®

Эмоциональные появления познавательных потребностей человека они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности

Содержание: интересы характеризуются определенной направленностью. Можно определить материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические и др.

 
 

Цель: интерес носит непосредственный и опосредованный характер.

Непосредственный – это интерес к самому процессу деятельности

Опосредованный – это интерес к результатам деятельности.

 

Широта: интересы могут быть сконцентрированы в одной области или распределены между ними

 

Устойчивость: характеризуется различной длительностью и сохранностью. Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения.

     

 

Различают направленность:

- на взаимодействие;

- на задачу (деловая направленность);

- на себя (личная направленность).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...