Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивид, личность, индивидуальность
Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, который обладает сознанием и самосознанием. Личность - качественно новое содержание. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. Личность - есть прижизненное формирование, личностно-своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которые определяют своеобразное для данного человека мышления и поведения (по Г.Олпорту). Факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии «индивид». Индивид - представитель Homo Sapiens (существо разумное). Филогенез - развитие мира живых организмов в целом или развитие отдельных таксономических групп: царств, типов, классов, рядов, семейств, родов или видов. Термин введен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919). Онтогенез - индивидуальное развитие особи, вся совокупность ее преобразований (рост, дифференциация и интеграция частей организма, которые развиваются) от зарождения до конца жизни. Программа развития организма заложенная в клетках (молекулы ДНК генов) в виде кода наследственной информации. Термин введен в 1866 г. немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919). Одна с наиболее характерных сторон личности человека - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности (характер, темперамент, способности и мотивы деятельности). Личность человека неповторимая в своей индивидуальности
Понятие о личности как совокупности общественных отношений
Личность человека «происходит» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в процессе своей деятельности. При этом трансформируются, изменяются некоторые особенности индивида, что составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность - есть поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, личностью становятся (А.Н.Леонтьев) Личность есть результат процесса вызревания генотипичных черт под влиянием окружающей социальной среды Человек, который вышел благодаря труду из животного мира и развивается в обществе, вступает в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.
Формирование и развитие личности. Социализация личности Социализация личности - процесс и результат усвоения и следующего активного воспроизведения индивидом социального опыта. Главную роль в процессах формирования и развития личности играют обучение и воспитание, которое осуществляются в группах и обществе в целом. При этом формирование личности как ее развитие, его процесс и результат представляет собой психологический подход, а формирование личности как ее целенаправленное воспитание - педагогический. С точки зрения современной психологии, движущие силы развития личности оказываются в противоречии между потребностями человека, которые изменяются в деятельности, и реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самоусовершенствования личности.
Развитие человека как личности и субъекта содержит в себе: - развитие интеллекта; - развитие эмоциональной сферы; - развитие устойчивости к стрессорам; - развитие уверенности в себе и принятие себя; - развитие положительного отношения к миру и принятие других; - развитие самостоятельности, автономности; - развитие мотивации самоактуализации, самоусовершенствование.
Стадии развития личности по Э. Эриксону 1.Раннее младенчество (от рождения до 1 года). 2.Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). 3.Раннее детство (возле 3-5 лет). 4.Среднее детство (от 5 до 11 лет). 5.Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет). 6.Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). 7.Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет). 8.Поздняя взрослость (свыше 60 лет).
Человек не просто объект социальных влияний, но, прежде всего, субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и воспитания. Безличность - человек с бедными личностными характеристиками.
Структура личности Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, которые сложились в процессе онтогенеза и определяют его обращения как сознательного субъекта деятельности и общения. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является одним из самых важных процессов в механизме самоуправления. Уровень притязаний-уровень стремления человека к достижению чего-нибудь, владению чем-либо, получению чего-нибудь, к осуществлению прав на что-нибудь.
Существуют разнообразные взгляды на структуру личности Теория о биологическом и социальном в структуре личности 1. Биологическое: эндопсихика - выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций. Внутренний механизм личности, отождествленный из нервно-психической организации человека (восприимчивость, особенности мышления, памяти, воображения, состоятельность к волевому усилию, импульсивность и т.д.) - имеет природную основу. 2. Социальное: экзопсихика - определяется отношением личности к внешней среде - ко всей сфере того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться (система взаимоотношений личности и ее опыта, то есть интересы, склонности, идеалы, чувства, знания и т.д.) - определяется социальными факторами. Теория о трех составляющих в структуре личности 1. В структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, интраиндивидная (внутреннеиндивидная) подсистема, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. 2. Личность в системе своих «действительных отношений» находит свое особое бытие, которое отличается от телесного бытия индивида, и потому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне ограничений тела индивида, что составляет интериндивидную (межиндивидную) подсистему личности. 3.Личность выносится за рамки ограничений тела индивида и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами («вклады» в других людей посредством своей деятельности). Все это составляет третью подсистему личности – метаиндивидную (надиндивидную).
Структура личности по З.Фрейду: 1.«Оно» (id) - локализованное в бессознательном исходных инстинктов и влечений (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти), которое стремиться к немедленному удовлетворению желаний независимо от отношений субъекта и объективной реальности и является абсолютно алогичным и аморальным. Два основных врожденных инстинкта - эрос (либидо) и танатос (влечение к смерти и разрушению). 2.«Я» (ego) – сознание и самосознание личности, несущее функции восприятия, оценки и понимания внешнего мира и приспособления к нему в соответствии с принципами реальности и рациональности. 3. «Сверх – я» (superego) - высшая инстанция в структуре душевной жизни личности, формирующаяся в процессе усвоения норм и ценностей культуры, выполняющая роль внутреннего цензора и руководствующаяся принципами совести и долга, требованиями морали. Структура личности по К.К.Платонову 1. Направленность личности (моральные качества, установки личности, ее отношения с другими). 2. Составная опыта (знание, умение, привычки). 3. Составная форм отражения (охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни). 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности (объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности).
Персонализация - процесс и результат отражения субъекта в иных людях, его идеальной представленности и продолженности в них. Авторитетность - идеальна представленность субъекта в других (он может и не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в самом субъекте.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |