Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Активность личности. Фрейдистские и неофрейдистские концепции активности
Свою активность личность проявляет в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности выступают ее потребности. Активность же проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Гуманистическая психология (преимущественно американская), называет главным фактором активности — устремление к будущему, к максимальной самореализации, самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт). Топологическая психология (К.Левин)- объясняет поведение личности тем, что разнообразные точки и районы «жизненного пространства» (поля), в котором существует индивид, становятся мотивами его поведения в силу того, что он ощущает в них потребность. Марксистско-ленинская психология подтверждает, что личность проявляет свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в деятельности. Источником активности личности есть ее потребности. Согласно З.Фрейда - активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего, полового инстинкта и инстинкта самосохранения. В сфере бессознательного инстинктивные влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в разнообразные комплексы, которые и есть причиной активности человека. Активность человека понимается как биологическая, природная сила. Она аналогичная инстинктам животных, то есть бессознательная. Личность превращается в существо биологическое и чуждое обществу. Неофрейдизм (характерно сочетание фрейдизма с существенными отклонениями от него) - на первый план выдвигается зависимость личности от социальной среды (А.Кардинер, Е.Фромм, К.Хорни, А.Адлер). Среда проектирует в личность свои самые важные качества, которые становятся формами ее активности: поиски любви, погоня за властью, престижем, стремление покориться и принять мысль авторитетов, бегство от общества. Отечественная психология выходит из сознания того, что источником активности личности есть органические и духовные потребности - в пищи, одежде, знаниях, труде.
Перспективы личности и фрустрации Перспектива личности - осознание не только цели как идеального предвосхищения результатов деятельности человека, но и реальность осуществления этой цели. Если человек напрасно пытался достичь какой-то цели, то он переживает из-за неудачи чувство тщетности, бесполезности, то есть фрустрацию (от латинского frustra –«напрасно»). И чем важнее для нас эта цель, тем больше энергии блокируется в момент фрустрации, то есть появляются препятствия для достижения намеченной цели. Но энергия должна куда-то направляться, и она направляется: - вовне (агрессия); - внутрь (против нас самих); - она (позитивно) канализируется. Иногда фрустрация ведет к агрессии, которая остается замкнутой в круге фантазий человека. Экзистенциональная фрустрация - порожденная утратой смысла жизни.
Личность и деятельность Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, игровой, трудовой. Трудовая – основной вид деятельности – имеет результатом создание общественно-полезного продукта. Учебная – специфическая человеческая деятельность, имеющая своей целью научение. Игровая – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Компоненты деятельности: - перцептивный, связанный с ощущениями и восприятием; - мнемический – запоминание и воспроизведение информации; - мыслительный – решение возникающих по ходу деятельности задач; - имажинитивный – генерирование различных идей, проектов, технологий; - двигательный – реализация замыслов в схемах, чертежах и т.д. ПРАКТИЧЕСКое ЗАДАние Методика «Психогеометрический тест»
КВАДРАТ - трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, что позволяет добиваться завершения работы - вот чем знаменитые истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадратов высококлассными специалистами в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата - распланированная, предусмотренная жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения обычного хода событий. ПРЯМОУГОЛЬНИК - временная форма личности, которую могут носить иные стойкие фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, недовольные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому заняты поиском лучшего положения. Поэтому главные качества прямоугольника - любознательность, любопытство, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. ТРЕУГОЛЬНИК - эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят перед собой ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивые и прагматичны, умеют довести высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, которая постоянно соперничает, конкурирует с другими. КРУГ - сама доброжелательная из пяти фигур. Она имеет высокую чуткость, развитую эмпатию, способность сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека, ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у него возникает с кем-либо конфликт, наиболее вероятно, что как раз Круг уступит первым. Он старается обнаружить общее даже в противоположных точках зрения. ЗИГЗАГ - фигура, которая символизирует творчество. Комбинирование разнообразных идей и создания на основе этого чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, с помощью которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг- сам восторженный, сам возбудимый из пяти знаков. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собою многих.
Вопросы для самопроверки 1. Что объединяет и что отличает одно от другого понятия «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид»? 2. В чем сказывается общественная сущность личности? 3. Что в личности обусловлено ее биологической структурой? 4. С чего состоит структура личности? 5. Как протекает социализация личности? Что влияет на формирование личности? 6. Что такое направленность личности? 7. Как связаны между собою самооценка и уровень притязаний? 8. Что является источником и движущей силой развития личности? 9. Может ли у человека с адекватней самооценкой произойти состояние фрустрации? Ответ обосновать.
Тема 3. Мотивционно-потребностная
Цель: углубить теоретические знания отдельных психологических свойств личности, освоить методики диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.
Ход занятия I. Вопросы для самоподготовки: 1.1. Понятие о потребности. Виды потребностей. 1.2. Понятие мотива, стимула. 1.3. Направленность личности. 1.4. Мотивация, ее влияние на успешность учебной деятельности. 1.5. Профессиональная мотивация
Примечание: подготовиться к самостоятельной работе.
II. Сделать аннотацию на одну из работ: 2.1. Леонтьев А.Н. Индивид и личность. - Г.: Наука, 1982, с. 140-146. 2.2. Рубинштейн С.Л. Направленность личности. -М.: Педагогика, 1976, с. 152-155. 2.3. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность? -М.: Политиздат, 1978, с. 161-169. 2.4. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Политиздат, 1982, с. 155-161. 2.5. Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. -М.: изд-во МГУ, 1977 (одна из работ по теме). 2.6. Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982 (одна из работ по теме). 2.7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980, Т1. 2.8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Изд-во «Питер», 2000. -С.183-188.
III. Экспериментальное исследование: 3.1. Методика "Направленность личности" (выполняется на занятии под руководством преподавателя). 3.2. Методика МУН (мотивация успеха, неудачи) - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы). 3.3. Дифференциально-диагностический опорсник Е.А.Климова - выполняется самостоятельно студентами (см. практическое задание в конце темы).
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ТЕМЫ Основные понятия: потребность мотив, стимул, направленность, самоактуализация, деятельность, мотивация, профессиональная мотивация.
Мотивационная сфера личности - это совокупность устойчивых мотивов, которые имеют определенную иерархию и выражают направленность личности.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |