Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В сфере СКС: общества друзей музеев в Западных странах.




 На сегодняшний день существует большое количество организаций «друзей музеев» в различных странах. Насчитывается более чем 650 тыс. друзей музеев в мире. В 1972 году на I Конгрессе друзей музеев, представленных 24 организациями были сформулированы принципы и определения деятельности друзей музеев. «Друзьями музеев являются члены общества, принадлежащие к организованным, не преследующим коммерческих целей группам, которые содействуют пропаганде и развитию музеев как учреждений, служащих человечеству. Ассоциациям друзей музеев следует развивать сотрудничество на международном уровне, с тем, чтобы содействовать взаимному пониманию, обмениваться информацией и услугами, а также делиться полученным опытом.»[6]. В 1975 году, на Втором конгрессе друзей музеев, состоявшемся в Брюсселе, была создана Всемирная федерация друзей музеев (ВФДМ). В 1989 году ЮНЕСКО предоставила ВФДМ статус международной неправительственной организации. Представитель ВФДМ приглашается в качестве наблюдателя на заседания ИКОМ (Всемирной организации музеев).

Друзья музеев Австралии.Друзья музеев Австралии - это бо­лее ста тысяч человек, которые активно помогают сотрудникам му­зеев следить за состоянием исторических памятников и зон, объявленных национальным достоянием. Все группы друзей спо­собствуют расширению доступа в музеи широкой публике, оказывают помощь соответствую­щим музеям, либо предоставляя им деньги, либо делая дары, пополняю­щие их собрания, либо безвозмезд­но трудясь в них.

Ряды друзей музеев пополнились в 1988 году, когда праздновалось двухсотлетие Австралии. В связи с этой важной для страны годовщи­ной была разработана увлекатель­ная, рассчитанная на год програм­ма, включавшая проведение между­народных и местных выставок, и масса людей хлынула в музеи, что­бы познакомиться с ними. В результате возрос интерес к дея­тельности групп друзей музеев, уве­личилось число их членов, постоян­но создаются все новые организа­ции. В этой благоприятной обста­новке многие группы смогли ока­зать солидную финансовую под­держку своим музеям.

В Австралии большинство групп друзей музеев считают своей зада­чей укрепление связей между музеем и населением, которое оказывает поддержку музею через организа­цию преданных энтузиастов, а так­же выделяет средства на пополнение коллекции и осуществление других заслуживающих внимания проектов. Именно такой деятельностью зани­маются следующие три группы дру­зей музеев: Общество Художествен­ной галереи Нового Южного Уэль­са, Общество Австралийского музея (оба музея находятся в Сиднее). Друзья Художественной галереи Южной Австралии (Аделаида) от­носятся к числу тех небольших групп, которые много делают для музеев Австралии. За 21 год своего существования эта группа пе­редала Художественной галерее Южной Австралии восемьдесят произведений искусства. Шестьдесят из них вошли в коллекцию искус­ства аборигенов, одну из самых зна­чительных в Галерее[7].

США: общества друзей музеев.Число членов американского музея измеряется тысячами и десятками тысяч человек. Важно отметить, что правление музея (иногда в полном составе) избирается именно из числа его членов. Таким образом, институт членства играет огромную роль в жизни американского музея. Музейное членство не только является основным каналом финансирования, но, формируя правление музея, обладает высокой степенью участия в его жизни и, кроме того, создает в местном сообществе то ядро сторонников и приверженцев музея, которое рассматривается сегодня как главный фактор его стабильности. Одним из основных направлений музейного фандрэйзинга является расширение членства музея, как "базы поддержки". Музейное членство имеет сильную дифференциацию. Прежде всего, это индивидуальное членство, которое в свою очередь делится на постоянное и временное, на членство лиц с небольшими вступительными взносами (минимальный взнос - 8-30$), и на членство лиц с высокими вкладами. Есть определенные скидки для молодых людей (до 30 лет). Существует и форма семейного членства, которая позволяет за небольшую дополнительную плату иметь членские карточки на детей. Суть индивидуального членства очень проста. Оно предполагает ежегодный членский взнос, дающий разного рода привилегии - бесплатное посещение музея, участие в различных музейных мероприятиях, получение музейного журнала, бюллетеня или информационного листка, предоставление более низких цен в музейном магазине и ресторане, устройство специальных мероприятий только для членов музея и пр.

Справедливости ради отметим, что музеи Западной Европы не имеют института членства в американском его варианте. Близким к нему институтом являются общества друзей музея, которые хотя и не столь решительно влияют на определение стратегии музея (поскольку не являются фактическими избирателями правления), но все же создают столь важное для музея ядро приверженцев в местном сообществе.

Интересно, что первый опыт создания подобного института имеется и в России. Так, уже существует клуб друзей Эрмитажа, вступить в который может любой человек, заплативший членский взнос. Чем выше взнос, тем большими благами пользуется обладатель персональной карточки члена клуба. Минимальный взнос в размере 100 долларов дает право бесплатного посещения музея и участия в мероприятиях, организуемых только для членов клуба. За 200 долларов можно стать привилегированным членом клуба, а за 500 - попасть в число его учредителей. Как и в случае с бюджетным ассигнованием, частный сектор как источник финансирования, фактически, уже не существует в чистом виде.

Стремительно развивающейся инновационной формой музейного фандинга является сегодня соединение в институте музейного членства частного и предпринимательского капитала. Музей искусств Балтимора - круп­ный американский музей, обладаю­щий коллекциями старых мастеров, американской и европейской живо­писи Х1Х-ХХ веков, всемирно изве­стной коллекцией Коуна, замеча­тельными собраниями гравюр, ри­сунков и фотографий, искусства Океании и Африки, новой и совре­менной живописи и скульптуры, европейского фарфора и серебра. Кроме того, на трех этажах в спе­циальном крыле Музея экспониру­ется прекрасная коллекция амери­канской и мерилендской мебели и других произведений декоративного искусства, а также размещаются за­лы, оформленные в определенном стиле и дающие представление о со­ответствующем периоде. В 1970 году несколько человек, интересующихся американским от­делом музея и коллекцией декора­тивного искусства, объединились в группу Друзей американского отдела. В 1990 году организация отмети­ла двадцатую годовщину своей дея­тельности, и за эти два десятилетия она внесла крупный вклад в попол­нение собрания американского от­дела. Грандиозный успех Друзей амери­канского отдела послужил источни­ком вдохновения и примером для других групп друзей музея, интере­сующихся какими-либо конкретны­ми областями искусства (в послед­ние годы их появилось немало). Однако ни одна из них не проявляет такого энтузиазма и преданности, как Друзья американского отдела, и никому не удалось достичь таких же успехов в сборе средств, исполь­зуемых для пополнения коллекций. Частично это объясняется историче­скими причинами. Балтимор - ста­рый американский город, располо­женный на восточном побережье. Корни его уходят в период конца XVIII-начала XIX века. В распоря­жении многих семей и отдельных лиц еще имеются предметы, относя­щиеся к тому времени, и многие продолжают заниматься коллекцио­нированием. Друзья американского отдела насчи­тывают 275 членов. Если имеется вакансия, членом мо­жет стать каждый. Единственное условие - общее членство в органи­зации Друзей Музея. Ежегодный взнос составляет 100 долларов для индивидуального и 175 долларов - для коллективного члена. В настоя­щее время 50 человек занесены в список ожидающих очереди. Одной из неприятных сторон ограниченно­го членства является тот факт, что сейчас очередникам приходится ждать более двух лет. Однако суще­ствуют вполне разумные причины такого решения - в частности, лишь определенное число людей можно соответствующим образом разме­стить и обслужить во время прие­мов и лекций, а также в поездках по стране и за границу, при посещении музеев, исторических мест и част­ных коллекционеров. Друзья американского отдела каж­дый год открывают сезон осенью с приема, организуемого в каком-либо частном доме или общественном учреждении, известном своей художественной коллекцией или архитектурой, либо тем и другим вместе[8].

В октябре и ноябре, а затем в январе, феврале, марте и апреле в музее проводится по одной лек­ции. Обычно выступающие - видные специалисты в области американ­ского декоративного искусства, иногда доклад читают приезжие из-за границы. Для декабрьской встречи место выбирают с той же тщательностью, как и для осеннего - открытия сезона. Каждая лекция за­канчивается приемом в честь до­кладчика. В октябре организуются двух- или трехдневные поездки по стране для тридцати человек, с посе­щением музеев, исторических па­мятников или частных коллекций американского декоративного искус­ства. Кроме того, за последние пят­надцать лет были организованы поездки (в апреле или мае) на Бер­муды, в Англию, Шотландию, Ирландию, Францию, Бельгию, Италию, Грецию и Марокко. В стоимость осенних путе­шествий входит и членский взнос в организацию Друзей американско­го отдела. На обслуживание каждо­го члена затрачивается в год лишь 27,6 доллара, что покрывает все го­норары за лекции, дорожные и дру­гие расходы докладчика и, самое главное, стоимость обильного уго­щения на приемах после лекций (и всех других) в течение года[9]. Столь незначительная сумма объясняется главным образом тем обстоятельст­вом, что продукты для приемов по­ставляют по себестоимости члены организации. На этих приемах ца­рит дух товарищества, они способ­ствуют зарождению дружбы между людьми, объединенными общими интересами. К настоящему времени Друзья аме­риканского отдела приобрели для коллекции Музея более ста предме­тов декоративного искусства, в том числе американскую мебель, сереб­ро, английское серебро американ­ского происхождения, текстильные изделия, керамику и т. д. На все это организация истратила более семи­сот тысяч долларов. К тому же время от времени Друзья собирали средства для реставрации предме­тов из коллекции американского де­коративного искусства. Основные источники поступления средств - ежегодные взносы членов организа­ции, доходы от специальных мероприятий, таких, как аукционы, а так­же от Antique Show , проводимого в Музее с 1983 года. На путешествие за границу, всего Друзья амери­канского отдела организовали и фи­нансировали пятнадцать таких поез­док - было израсходовано 170 тысяч долларов, а в будущем на эти цели предполагается выделять еще боль­шие суммы.

 Канадские общества друзей музеев. В начале 1960-х годов в Канаде было 185 музеев, а последний справочник Ассоциации канадских музеев, вы­пущенный спустя тридцать лет, включает около 2200 музеев - от учреждений с небольшими коллек­циями, не располагающих постоян­ным штатом, до Канадского музея цивилизации, ежегодный бюджет которого составляет 62 миллиона канадских долларов, а в штате чис­лится 450 постоянных сотрудников, работающих полный день[10]. Процесс возникновения новых му­зеев продолжается. Недавно в От­таве с большим успехом прошло открытие нового здания Нацио­нальной галереи Канады и распах­нул свои двери для публики Канад­ский музей цивилизации. Оба музея относятся к числу крупнейших в стране. В последние несколько лет открылись новые помещения музеев или галерей в Галифаксе, Квебеке и Реджайне.

Два других крупных учреждения - Художественная гале­рея Онтарио в Торонто и Музей изящных искусств Монреаля - суме­ли значительно расширить размеры своих помещений. Теперь повсюду в Канаде есть прекрасные художест­венные галереи и музеи. Инициаторами создания новых му­зеев в стране были отдельные об­щинные группы, стремящиеся со­хранять и экспонировать свое насле­дие. В последние годы в Канаду приехало множество людей из раз­ных стран мира, они принесли с собой собственную культуру. Это привело к появлению отличаю­щихся друг от друга групп населе­ния и способствовало созданию разнообразных музеев - от Украин­ского музея в Саскачеване до Цент­ра негритянской культуры в Новой Шотландии.

В последние сорок лет пра­вительство Канады стало играть важную роль в развитии музеев и галерей. Федеральное правительст­во, в ведении которого находится несколько национальных музеев, приступило также к осуществлению программ оказания помощи неко­торым местным учреждениям. Пра­вительства провинций последовали его примеру и начали выделять средства провинциальным музеям, а недавно и ряд муниципалитетов стал оказывать поддержку музеям. Канадский Совет по вопросам биз­неса и искусства занимается изуче­нием того, каким образом осу­ществляется финансирование искус­ства в стране. В его последнем от­чете говорится, что доля, выделяе­мая органами власти всех уровней, составляет 80,3 процента от общей суммы бюджетных поступлений ка­надских галерей и музеев. Но хотя основным источником финансиро­вания являются органы власти страны и провинций, недостающие деньги музеи добывают сами, беря плату за вход, продавая различные товары в музейных магазинах, объявляя кампании по сбору средств и т.д. Пять крупных национальных музеев почти полностью финансируются федеральным правительством, в то время как многие маленькие музеи в основном зависят от помощи доб­ровольцев, субсидий и всякого рода поддержки, оказываемой им чле­нами соответствующих общин. «Профессионализация» музеев ста­ла происходить в стране лишь в последние сорок лет.

Музеи и гале­реи Канады (за исключением не­скольких наиболее значительных) были вынуждены рассчитывать пре­имущественно на своих доброволь­ных сотрудников. Именно в такой обстановке и была создана Канад­ская федерация друзей музеев. В октябре 1977 года представители восемнадцати обществ друзей музеев встретились в Торонто, чтобы заявить о создании Канадской фе­дерации друзей музеев. Они прибы­ли из разных уголков Канады и представляли как крупные, так и небольшие организации. Канадская федерация друзей музеев играет важную роль в отстаивании интересов музеев. Попечителям-добровольцам, членам федерации (индивидуальным и коллективным приходится вступать в контакт с  политическими деятелями для обсуждения вопросов, касающихся правительственных решений относительно музеев. Начи­ная с 1981 года заседания Канадской федерации друзей музеев проводят в то же время, что и конференции профессиональной музейной орга­низации - Ассоциации канадских музеев. Канадская федерация друзей музеев и Всемирная федерация друзей му­зеев оказывают друг другу все боль­шую поддержку. Конгрессы дают прекрасную возможность встре­чаться и путешествовать вместе с партнерами из разных стран. Для участников Конгресса ВФДМ был организован обед в Зер­кальной галерее в Версале, а в Кор­дове заседание проходило в Боль­шой мечети. Обычному туристу такое просто недоступно. В 1984 го­ду 28 канадцев принимали в Париже участие в Пятом международном конгрессе ВФДМ. На проходившем в 1990 году Конгрессе ВФДМ в Кордове среди канадских участни­ков был один молодой член Феде­рации; его поездку финансировало правительство Канады, что получи­ло высокую оценку со стороны со­вета ВФДМ.

Члены Федерации предложили сле­дующее программное заявление, содержащее формулировку ее целей: Канадская федерация друзей музеев - это нацио­нальная организация, которая служит для своих членов источ­ником информации и специаль­ных знаний, отражает их интере­сы, заботы и тревоги; связывая между собой отдельные группы, она действует как сеть коммуни­кации и выразитель мнения тех, кто посвящает себя деятельности по поддержке и пропаганде музеев в интересах всех канадцев[11]. В настоящее время Канадская феде­рация друзей музеев является рупо­ром почти ста обществ и нескольких сот индивидуальных членов, пред­ставляющих более 120 тысяч друзей музеев. Ее программное заявление отвечает духу высокопрофессио­нальной добровольной организа­ции, стремящейся найти правильный путь в наше сложное время. В заяв­лении говорится об отношениях Канадской федерации со своими членами и находит подтверждение признание ее музейными специалис­тами и правительством как ответст­венной и надежной организации.

Очень многие музеи обязаны своим существованием добровольцам, например, общинные группы создали такие учреждения, как Музей кос­тюма Дугалда и Канадский музей глины и стекла. Музей Марсель в Квебеке был создан силами об­щины. Группа женщин из Сен - Ламбера захотела отреставрировать местное историческое здание и об­ратилась с просьбой о помощи к компании «Пратт энд Уитни Инк.». Компания не только обеспечила финансирование реставрации, но также убедила своих служащих по­жертвовать собственным временем и поработать на этом объекте, и в течение девяти месяцев около пяти­сот служащих компании приняло участие в ремонтно-реставрационных работах. Теперь они с чувством гордости и выполненного долга взирают на плоды своих трудов. Община объединилась при осу­ществлении проекта, что и обеспе­чило успех дела.

После того как музей создан и ра­ботает, объединение друзей может самыми различными способами оказывать поддержку его деятель­ности. Одни организуют магазины или рестораны, чтобы получать прибыль и вкладывать ее в прове­дение каких-то работ в музее. Другие группы непосредственно зани­маются сбором средств, убеждая людей оказать поддержку музею. Некоторые добровольцы, например преподаватели, знакомят посетите­лей с музейной экспозицией, а перед этим в течение многих часов изу­чают материалы и готовятся к про­ведению экскурсии. Существует ши­рокий выбор видов деятельности, которыми добровольцы могут за­ниматься и занимаются.

Недавно учреждены две награды за крупный вклад добровольцев Ка­нады в работу музеев. Одна из них - премия Эдмунда Буви, бывшего президента Канадской и Всемирной федераций друзей му­зеев. Эдмунд Буви стал примером для всего культурного сообщества. Будучи руководителем коммерчес­кого объединения, он щедро выде­лял средства на нужды музеев. Он также отвечал за пополнение заме­чательной художественной коллек­ции, принадлежавшей корпорации, а впоследствии переданной двум музеям: Художественной галерее Онтарио (Торонто) и Музею Гленбоу (Калгари). Последним свиде­тельством поддержки Эдмундом Буви канадских музеев явилось создание в Художественной галерее Онтарио зала семьи Буви. После смерти Эдмунда Буви в 1990 году Совет по вопросам бизнеса и искусства учредил премию его имени, чтобы отмечать заслуги дру­гих членов делового мира, тем или иным способом оказывающих со­действие развитию искусств - от­дающих свое время, знания, жерт­вующих деньги и т.д. Несколько человек внесли пожертвования, чтобы создать фонд, позволяющий регулярно присуждать эту премию.

Премия Лескарбо свидетельствует о признании канадским прави­тельством важности вклада добро­вольцев в культурную жизнь. В 1991 году оно решило присуждать не­сколько почетных премий тем, кто внес выдающийся вклад в канад­скую культуру как доброволец или жертвователь. Марк Лескарбо - французский ис­следователь, считающийся первым «добровольцем в области культу­ры». Программой присуждения премий предполагается охватить как можно больше добровольцев и жертвова­телей в области культуры - как в сельских районах и маленьких орга­низациях, так и среди тех, кто про­славился в масштабах страны. Эти премии должны не только отмечать заслуги выдающихся добровольцев, но и пропагандировать идею доб­ровольной работы, побуждая дру­гих поступать таким же образом.

Британская ассоциация друзей му­зеев насчитывает 235 отделений, объединяющих 150 тысяч членов[12]. Согласно послед­ним данным, количество доброволь­цев в независимых музеях превы­шает штатный оплачиваемый персо­нал в шесть раз, а 25 процентов этих музеев вообще не имеют штатных сотрудников. Из-за нехватки средств и по­стоянного сокращения штатного рас­писания хранители музеев вынуж­дены выполнять обязанности адми­нистраторов, консерваторов, на­учных работников и собирателей. Все чаще им приходится обращать­ся за помощью к специалистам, ра­ботающим вне музея, а также при­влекать активных добровольцев.

Спринтбернский музей в Глазго. В его штате только три человека: хранитель, его помощник и оформитель. Разу­меется, им не под силу было бы проводить насыщенную выставоч­ную программу без помощи добро­вольцев. Музей открылся в 1986 го­ду в заброшенном читальном зале публичной библиотеки. В тот пе­риод промышленность города пере­живала упадок, был высок уровень безработицы, особенно после того, как закрыли локомотивный завод, обеспечивавший работой жителей района. Перед Музеем встала зада­ча - помочь местным жителям при­способиться к происходящим во­круг переменам и ощутить преем­ственность, а также сблизить поко­ления отцов и детей. Музей сущест­вует на благотворительные пожерт­вования, им управляет комитет, со­стоящий из добровольцев. Они по­могают хранителю составить план работы и организовать шесть вре­менных выставок в год. Каждые восемнадцать месяцев проводится какая-либо крупная выставка. В му­зее нет постоянной экспозиции. Пер­вая большая выставка была посвя­щена жилью разных эпох - начиная с XVIII века и до нашего времени. На последней вы­ставке были представлены люби­тельские фотографии, рассказываю­щие о жизни подростков в школе и дома, об их клубах и увлечениях. На сопровождавших выставки заня­тиях в классах и мастерских царила атмосфера дружелюбия, помогаю­щая местным жителям почувство­вать свою общность, как в прошлом, так и в настоящем.

Музей под открытым не­бом Уильда и Даунленда (Сассекс) был назван в 1989 году лучшим музеем общины года, что во многом произошло благодаря активной поддержке со стороны местных жителей, а также его уме­нию привлекать посетителей из от­даленных районов. История музея началась в 1967 году, когда несколько деревенских жите­лей, обеспокоенных исчезновением старинных амбаров, фермерских по­строек, коттеджей и торговых поме­щений, подобрали площадку в во­семь гектаров в Вест-Дине близ Чичестера и нашли три средневековых дома, предназначенных на слом. Они наняли специалиста, чтобы тот собрал один из домов на новом месте. Два других дома были пере­везены и собраны добровольцами, вскоре ставшими друзьями Музея. В Музее имеются различные зда­ния - от фермерского дома XIV века до кузницы XIX века. Кроме того, он знакомит с некоторыми тради­ционными занятиями и ремеслами, в частности с сооружением крыш из соломы. Музей получил восемь гек­таров земельных угодий, там выра­щивают пшеницу на солому, кото­рую покупают местные кровельщики. На мельнице продают муку по­сетителям и розничным торговцам. В штате Музея состоит углежог, а произведенный им уголь можно ку­пить в нескольких лавочках графст­ва. Меблировано только одно зда­ние Музея - дом йомена XV века из Кента. Друзья музея, выполняющие там роль смотрителей, не носят ста­ринных одежд, хотя до тонкости знают быт тех далеких времен. По словам директора музея, «у посети­телей сложился идеализированный образ сельской жизни, и порой не­возможно доказать им, насколько тяжелыми, грязными и неприятны­ми были некоторые стороны дере­венского быта».

Директор Музея Блэк Кантри в Дадли, Западный Мидленд подчеркивает то же самое: «Как показать посети­телям, спускающимся в угольную шахту, что труд шахтеров был опас­ным и грязным?»[13] Блэк Кантри (Черный край), расположенный к северо-западу от Бирмингема, назы­вается так потому, что в XIX веке многие фабрики выпускали в атмо­сферу сажу и дым, покрывавшие все вокруг грязной копотью. В этом районе добывали уголь, железную руду и известняк. На территории музея площадью в десять гектаров имеются канал (по нему известняк доставляли в печи для обжига), угольная шахта и деревушка, состоящая из нескольких жилых до­мов рабочих, мастерских, лавочек, церкви и гостиницы под названием «Бутылка и стакан». Здания были перевезены сюда из разных мест и восстановлены мастерами и доб­ровольцами. Деревушка продолжа­ет расширяться. Общество друзей Музея Блэк Кантри было органи­зовано в 1970 году, а сам Музей открылся восемь лет спустя и сегод­ня имеет статус национального. Директор предложил друзьям музея провести свои выход­ные дни в деревне, в пяти старинных домиках, чтобы показать посетите­лям, как жило население Блэк Кант­ри в 1920-е годы. Вызвалось около десяти человек. Женщины вставали в половине пятого утра, чтобы раз­жечь огонь, приготовить еду и со­греть воду для умывания. Они гото­вили и мыли посуду, не применяя никаких современных средств. Муж­чины работали на шахте, в саду и в мастерских. Пекарь пек хлеб и пироги, в лавочке продавались съестные припасы, а в субботу вече­ром открылась гостиница. Это ме­роприятие имело такой успех, что теперь ежегодно три раза в течение лета друзья Музея проводят таким образом выходные дни. Требуется все больше добровольцев - семей, вдов, жильцов, родственников и со­седей. Друзья музея трудятся в поте лица, чтобы доставить удовольст­вие посетителям, которым нравится вспоминать и беседовать с «тетуш­ками», сидящими в гостиной за вя­занием. В семидесятые годы несколько дру­зей Музея Блэк Кантри организова­ли лекторскую группу, которая по приглашению различных организа­ций выезжает и рассказывает об истории Музея. Расстояние не явля­ется для них препятствием, за свои лекции они не берут никакой платы, однако с благодарностью прини­мают пожертвования. Иногда к друзьям Музея Блэк Кантри обращаются с просьбой провести беседу с показом экспона­тов в домах престарелых или инва­лидов. Это является как бы подго­товкой запланированного посеще­ния музея теми, кто способен пере­двигаться, а для более слабых слу­жит стимулом к тому, чтобы выйти из дому. Все началось с того, что одна женщина-член Общества дру­зей Музея - посетила дом престаре­лых, однако из-за слабого зрения его обитатели не видели слайдов на экране. В следующий раз она захва­тила с собой чемодан с различными предметами одежды, например шляпку XIX века, рубашечку, в ко­торой крестили младенцев, и расши­тый бисером жакет[14].

Подобным образом работают друзья Уитуортской художествен­ной галереи при университете Манчестер. Она известна своей коллек­цией тканей, акварелей, современ­ного искусства, а также тем, что организует многочисленные и раз­нообразные выставки. Галерея свя­зана с кафедрой музеологии универ­ситета, где аспиранты в течение го­да готовят свои дипломные работы. Выполняя одну из внеаудиторных программ, студенты посетили жилые дома и клубы, где провели беседы с местными жителями. Они принес­ли с собой образцы тканей из гале­реи - ведь многие из их слушателей всю жизнь работали на прядильных и ткацких фабриках Ланкашира, здания которых разрушены или ис­пользуются теперь для других це­лей. Когда позднее группы местных жителей посещали Галерею, друзья Галереи помогали принимать их.

В Соединенном Королевстве существует давняя традиция добро­вольной работы в общине - в больницах, отделениях Красного креста, бюро добрых советов и брачных консультациях, в органах опеки, в Национальной ассоциации обществ декоративного и изобразительного искусства. Всех их объединяет Центр добровольцев Соединенного Королевства. Люди, интересующиеся искусством, архитектурой, историей, окружающей средой, хотят отдавать свой досуг, знания и мастерство музеям, помогать их штатными сотрудникам, делиться своей увлеченностью с посетителями и таким образом расширить круг друзей музеев.

Сегодня ВФДМ насчитывает 650 тыс. человек, принадлежащих к различным объединениям друзей музеев во всем мире. Число членов ВФ постоянно растет, благодаря чему со временем она сможет оказывать поддержку музеям во всех областях их деятельности и будет представлять все большую часть общества, сможет тем самым стать партнером в диалоге с государственными властями, что важно для многих западных музеев.

Роль добровольных организаций в СКС в последнее время заметно увеличивается, все чаще именно они берут на себя множество тех проблем, с которыми не справляется муниципальная власть. Участие общественности в культурной жизни страны подталкивает и частный бизнес принимать более активное участие.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятию «друзья музея». Что вкладывает в это понятие Всемирная федерация Друзей Музеев? (ВФДМ)

2.  Чем отличается деятельность Друзей музея в разных странах?

3.Проанализируйте направления деятельности друзей музеев: в чем заключается их основная задача?

4.Рассмотрите представленную в приложении таблицу данных проведенного Французской ассоциацией друзей музеев опроса « Роль и функции друзей музеев: результаты обследования».

5.Выделите направления деятельности и важность проводимой работы добровольцами в американских музеях (статья в журнале «Музеум», № 2, 1993 «США – добровольцы идут вперед»). Какие позиции выдвигает автор статью в качестве главных параметров успеха сотрудничества добровольцев и музеев? Какие функции выполняют добровольцы в музеях США?

Литература:

1. «Museum»(Юнеско), № 2, 1987.      

2. «Museum»(Юнеско), № 1, 1993.

3. «Museum»(Юнеско), № 2, 1993.

4. «Museum»(Юнеско), № 4, 1996.

5. «Museum»(Юнеско), № 2, 2000.

6. «Museum»(Юнеско), № 2, 2001.

7. «Museum»(Юнеско), № 4, 2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...