Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В социально-культурной сфере




Глобализация конкуренции открыла перед потребителями новые перспективы и сделала возможным экспорт отдельных культурных продуктов. В свою очередь другие продукты можно импортировать из зарубежных стран. Этот импорт означает дополнительную конкуренцию для местных продуктов.

В индустрии культуры компании, предлагающие культурные продукты, сгруппированы или сконцентрированы так, что малое число многонациональных образований контролирует создание большого числа культурных продуктов. Эти образования распределяют свою деятель­ность так, что каждое из них контролирует бизнес в каждом культурном секторе: производ­ство записей, развлекательная аппаратура (СD-проигрыватели, видеомагнитофоны и т.д.), производство и распределение фильмов, издательства, радио- и телевизионные сети, теат­ральные постановки и так далее. Организации культуры в стране с маленьким населением должны работать вместе, используя объединенные усилия для борьбы с иностранной конкуренцией. Этот единый фронт включает в себя не только продукты, но и множество партнеров или звеньев, которые образуют производственный канал, включая поставщиков и сеть распределения.

Значит, первая тенденция - малое число многонациональных образований контролирует бизнес в культурном секторе.

 


Другая тенденция, которая может интенсифицировать конкуренцию, - это раздроб­ленность производства. Портер указывает пять источников давления, которые могут стать причиной раздробленности индустрии[1]. Это:  конкуренты внутри индустрии;  вновь прибывшие - например, компании, только еще начинающие свою деятельность в данной индустрии; поставщики; покупатели;  замещающие продукты.

Индустрия называется раздробленной, если конкуренты мелки, но многочисленны, если препятствия, мешающие их продвижению в индустрию, слабы, и если покупатели или поставщики обладают контролем над компаниями внутри индустрии. Этот последний пункт особенно важен, когда поставщиков или покупателей несколько и когда они достаточно сильны для того, чтобы устанавливать законы внутри этой индустрии и подавлять кон­курентов с позиции силы. Если вдобавок этот сектор растет медленно и возможность дифференциации среди фирм невелика, конкуренция между маленькими фирмами, не способными расширяться, становится ожесточенной. Обычный результат - это вечная война цен. Конкурирующие фирмы могут подвергнуть опасности свою собственную прибыль­ность и обанкротиться.

Индустрия может из крайне раздробленной стать менее раздробленной, если она становится высококонцентрированной. При концентрировании индустрия может обладать сбалансированным количеством больших и маленьких компаний.  Большие регулируют рынок. Однако в некоторых индустриях просто невозможна концентрация такого типа. Сектор высокого искусства как раз и есть такая раздробленная индустрия с множеством мелких компаний.

Однако эта индустрия не предоставляет никаких возможностей для кон­центрации, так как обладает, по меньшей мере, четырьмя из 16 особенностей, препятствую­щих концентрации. Во-первых, раздробленность в искусстве можно объяснить отсутствием препятствий для проникновения на рынок. И в самом деле, основать струнный квартет или театральную труппу легко, так как здесь потребуются совсем небольшие первоначальные расходы по сравнению с финансированием, необходимым для открытия традиционного коммерческого предприятия, например, автомобильного завода. Во-вторых, большая эконо­мия на оплате труда невозможна из-за самой природы продукта. Симфоническому оркест­ру всегда необходимо одно и то же число музыкантов и одно и то же количество времени на репетиции и на исполнение. В-третьих, для организации культуры очень важен художествен­ный уровень. Фактически это главная отличительная черта компаний, работающих в сфере искусства. И, наконец, психологический барьер, мешающий уйти, оставить дело, помогает объяснить, почему многие артисты предпочитают перебиваться кое-как, нежели отречься от своего искусства. Ихувлеченность дает их работодателям возможность выжить.

Конкуренция в самом широком смысле, включая глобальную конкуренцию, заставляет всякую организацию культуры определить и использовать свое сравнительное преиму­щество, чтобы казаться уникальной в глазах потребителя.

Всякая компания должна стараться занять прочную позицию, которая поможет ей вы­стоять. Эта позиция может быть достигнута только при помощи подчеркивания какого-либо отличительного аспекта или сравнительного преимущества компании или продукта. Естест­венно, этот аспект в западных социологических опросах, положительно воспринимается потребителями. Преимуществом может быть какая-либо особенность продукта, способ его продвижения на рынок, особый способ использования дистрибьюторских сетей или ценовая политика.

 Практически все направления СКС в зарубежных странах учитывают степень существующей конкуренции и используют максимальное количество способов для того, чтобы удержаться на рынке.

  Исследования, проведенные в нескольких индустриально развитых стра­нах, показали, что потребитель культурных продуктов обладает уровнем дохода и образования выше среднего. Это фактически относится к люби­телям высокого искусства, так как любители популярного искусства имеют более низкий уровень дохода и образования.

Правительственные или государственные субсидии представляют собой существенную часть бюджета многих организаций культуры в большин­стве стран, за исключением Соединенных Штатов. Здесь, наоборот, индивидуальные доноры и бизнес-сектор своими вкладами компенсиру­ют низкий уровень государственной финансовой поддержки культурного сектора.

Спрос на рынке досуга значительно вырос с 1960-х по 1980-е годы. Глав­ными факторами были рост населения, увеличение свободного времени у потребителей и рост уровня, как дохода, так и образования. Тот факт, что искусство овладело большей долей рынка досуга, чем спорт, объясня­ется массовым появлением постоянных потребителей-женщин в 1960-е. Конкуренция на рынках досуга и культурных продуктов может принимать самые разнообразные формы. На сегодняшний день, любое предприятие СКС стремится приобрести некоторое конкурентное преимущество, что помогает ему противостоять давлению конкуренции, которое только усиливается технологическим прогрессом и глобализа­цией рыночного пространства. Более того, сектор искусств раздроблен, в нем существует множество мелких компаний и эта тенденции по прогнозам западных исследователей сохранится надолго.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Охарактеризовать понятие « культурный рынок»

2.Что понимается под спросом в СКС?

3. Какие тенденции СКС выделяют западные ученые?

4.Назовите факторы, влияющие на изменения, происходящие в СКС

5.Какие основные причины конкуренции в СКС?

6.Прочитайте книгу А. Баскиной «Повседневная жизнь американской семьи» Выделите основные виды досуга, которые распространены в США. Отметьте наиболее удивившие вас факты, сравните культурные предпочтения американцев и россиян, в чем причины этих различий? Какие примеры из американской жизни показались вам положительным опытом? Какие черты американского образа жизни можно выделить? Что такое «американское позитивное мышление? Предлагается устроить дискуссию в группе, разделившись на противников и защитников «американского мышления» и образа жизни.

Литература:

1. Баскина А. Повседневная жизнь современной американской семьи., - М., 2004.

2.M.E Porter Competitive Strategy. New-York: Free Pages, 2000.

3.Statistics Canada,2000Family Expenditure in Canada.

4.Britain in close-up. Cambridge, 2001.

5.Study of Contemporary Europe, London, 2004.

6.USA today, N-Y, 2002.

7.National Endowment for the arts. 1997. Survey of Public Participation in the arts: Summary Reports.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...