Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 2. Процесс разработки и выбор конкурентной стратегии организацииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Тема: «Формирование конкурентной стратегии производственного предприятия». Вопрос 1. Понятие и сущность конкурентной стратегии Существует множество подходов к определению понятия стратегия. Термин «стратегия» пришел в экономическую науку из военной и дословно означает «искусство ведения войск в бою». Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Стратегию можно рассматривать как метод определения конкурентных целей организации (Гарвардская школа бизнеса, 1965 г.). Стратегия – это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны (М. Портер, 1980-1985 гг.). Стратегия рассматривается как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности (А. Томпсон, 1995 г.). Стратегия — это внутренне согласованная конфигурация различных видов деятельности, которая отличает фирму от ее конкурентов (Портер). Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли (Портер). Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Таким образом, конкурентная стратегия – это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленных на достижение ее конечных целей. Основная цель конкурентной стратегии предприятия заключается в том, чтобы найти и занять для своей компании такую позицию, в которой она могла бы противостоять действию конкурентных сил или же использовать их в собственных интересах. Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции — это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли.
Вопрос 2. Процесс разработки и выбор конкурентной стратегии организации В экономической литературе существует большое количество подходов к рассмотрению процесса разработки и реализации стратегии. Так, например, И. Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии: · внутренняя оценка фирмы; · оценка внешних возможностей; · формулировка целей и выбор задач; · решение о портфельной стратегии; · конкурентная стратегия; · создание альтернативных проектов, · их отбор и реализация. По М. Мескону процесс стратегического управления состоит из следующих шагов:
Классическая структурная схема формирования стратегического поведения представлена на рис. 1. Рис. 1. Процесс формирования стратегии по М. Мескону
С. Вутон и Т. Хорн рассматривают процесс стратегического планирования в контексте трех этапов: 1) стратегический анализ, состоящий из: анализов внешней и внутренней среды и их совокупной оценки; 2) выбор стратегического направления, включающий: прогнозирование; определение миссии и целей; и выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями; 3) реализация стратегии, предусматривающая: рассмотрение альтернативных вариантов стратегии; анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск и прочее; составление плана выполнения стратегии.
А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач: · определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок; · постановка стратегических целей и задач для их выполнения; · формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства; · реализация стратегического плана; · оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения.
Таким образом, сопоставляя данные и другие подходы можно представить следующую обобщенную схему разработки конкурентной стратегии (рис. 2): 1) «анализ» (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей); 2) «планирование» (планирование стратегии, постановка задач); 3) «реализация» (разработка планов, проведение структурных изменений); 4) «контроль» (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль). Рис. 2. Процесс планирования стратегии
Выбор стратегии фирмы осуществляется высшим менеджментом на основе анализа следующих ключевых факторов: 1. Состояние отрасли и позиции фирмы в отрасли.Лидирующие фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей для укрепления своей рыночной позиции. Слабые фирмы должны вести себя иначе и выбирать стратегии, которые могут усилить их позиции, а при отсутствии таких возможностей — покинуть отрасль. 2. Цели фирмыпридают уникальность и оригинальность выбору стратегии. Они могут не всегда совпадать с возможностями рынка, поэтому даже при наличии возможностей интенсивного роста и развития фирма иногда ставит цели и выбирает стратегии сохранения или сокращения. 3. Интересы и отношение высшего руководстваво многом влияют на выбор стратегии развития. Финансовые ресурсы Квалификация работников 6. Обязательства фирмы по предыдущим этапам рыночной деятельности -при переходе на новую стратегию невозможно полностью отказаться от ранее заключенных договоров и соглашений. 7. Степень зависимости от внешней среды(поставщиков и распределительной торговой сети) Временной фактор
При соответствии целям фирмы дальнейшая оценка стратегии проводится по следующим направлениям: · соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения фирмы · соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы · приемлемость риска, заложенного в стратегию, которая должна отражать реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; степень негативных последствий для фирмы в случае провала стратегии; превалирование положительного результата над риском потерь от провала в реализации стратегии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |