Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Процесс разработки и выбор конкурентной стратегии организации




Тема: «Формирование конкурентной стратегии производственного предприятия».

Вопрос 1. Понятие и сущность конкурентной стратегии

Существует множество подходов к определению понятия стратегия. Термин «стратегия» пришел в экономическую науку из военной и дословно означает «искусство ведения войск в бою». Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации.

Стратегию можно рассматривать как метод определения конкурентных целей организации (Гарвардская школа бизнеса, 1965 г.).

Стратегия – это способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны (М. Портер, 1980-1985 гг.).

Стратегия рассматривается как набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности (А. Томпсон, 1995 г.).

Стратегия — это внутренне согласованная конфигурация различных видов деятельности, которая отличает фирму от ее конкурентов (Портер).

Стратегия конкурентной борьбы, или конкурентная стратегия, — это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли (Портер).

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Таким образом, конкурентная стратегия – это концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленных на достижение ее конечных целей.

Основная цель конкурентной стратегии предприятия заключается в том, чтобы найти и занять для своей компании такую позицию, в которой она могла бы противостоять действию конкурентных сил или же использовать их в собственных интересах.

Выбор конкурентной стратегии обусловлен двумя основными моментами. Во-первых, привлекательностью отрасли с точки зрения долгосрочной прибыльности, а также факторами, которые ее определяют. Второй центральный момент в выборе стратегии конкуренции — это факторы, определяющие относительную конкурентную позицию фирмы внутри отрасли.

 

 

Вопрос 2. Процесс разработки и выбор конкурентной стратегии организации

В экономической литературе существует большое количество подходов к рассмотрению процесса разработки и реализации стратегии.

Так, например, И. Ансофф выделяет следующую группу ключевых решений при формулировании стратегии:

· внутренняя оценка фирмы;

· оценка внешних возможностей;

· формулировка целей и выбор задач;

· решение о портфельной стратегии;

· конкурентная стратегия;

· создание альтернативных проектов,

· их отбор и реализация.

По М. Мескону процесс стратегического управления состоит из следующих шагов:

  • выработка миссии и целей организации;
  • оценка и анализ внешней среды;
  • управленческое обследование сильных и слабых сторон;
  • анализ и выбор стратегических альтернатив;
  • реализация и оценка стратегии.

 

Классическая структурная схема формирования стратегического поведения представлена на рис. 1.

Рис. 1. Процесс формирования стратегии по М. Мескону

 

 

С. Вутон и Т. Хорн рассматривают процесс стратегического планирования в контексте трех этапов:

1) стратегический анализ, состоящий из: анализов внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;

2) выбор стратегического направления, включающий: прогнозирование; определение миссии и целей; и выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями;

3) реализация стратегии, предусматривающая: рассмотрение альтернативных вариантов стратегии; анализ каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск и прочее; составление плана выполнения стратегии.

 

А. Томпсон и Д. Стрикланд рассматривают стратегический менеджмент с точки зрения решения пяти задач:

· определение сферы деятельности и формулирование стратегических установок;

· постановка стратегических целей и задач для их выполнения;

· формулирование стратегии для достижения намеченных целей и результатов деятельности производства;

· реализация стратегического плана;

· оценка результатов деятельности и изменение плана и/или методов его исполнения.

 

Таким образом, сопоставляя данные и другие подходы можно представить следующую обобщенную схему разработки конкурентной стратегии (рис. 2):

1) «анализ» (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей);

2) «планирование» (планирование стратегии, постановка задач);

3) «реализация» (разработка планов, проведение структурных изменений);

4) «контроль» (формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль).

Рис. 2. Процесс планирования стратегии

 

Выбор стратегии фирмы осуществляется выс­шим менеджментом на основе анализа следующих ключевых факторов:

1. Состояние отрасли и позиции фирмы в отрасли.Лидирующие фирмы должны стремиться к максимальному использованию воз­можностей для укрепления своей рыночной позиции. Слабые фир­мы должны вести себя иначе и выбирать стратегии, которые могут усилить их позиции, а при отсутствии таких возможностей — по­кинуть отрасль.

2. Цели фирмыпридают уникальность и оригинальность выбору стратегии. Они могут не всегда совпадать с возможностями рынка, поэтому даже при наличии возможностей интенсивного роста и развития фирма иногда ставит цели и выбирает стратегии сохране­ния или сокращения.

3. Интересы и отношение высшего руководстваво многом влия­ют на выбор стратегии развития.

Финансовые ресурсы

Квалификация работников

6. Обязательства фирмы по предыдущим этапам рыночной деятель­ности -при переходе на новую стратегию невозможно полностью отказаться от ранее заключенных договоров и соглашений.

7. Степень зависимости от внешней среды(поставщиков и распре­делительной торговой сети)

Временной фактор

 

При соответствии целям фир­мы дальнейшая оценка стратегии проводится по следующим на­правлениям:

· соответствие выбранной стратегии состоянию и требова­ниям окружения фирмы

· соответствие выбранной стратегии потенциалу и возмож­ностям фирмы

· приемлемость риска, заложенного в стратегию, которая дол­жна отражать реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; степень негативных последствий для фирмы в случае провала стратегии; превалирование по­ложительного результата над риском потерь от провала в ре­ализации стратегии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 266.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...