Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сериал и «национальный» вопрос




 

 Но что греха таить, вопрос этнической идентификации – тысячу раз это подчеркивал – вопрос тяжкий.

 Например, проинформировал меня читатель нашего сайта из Москвы «Георгий, русский» (как представился – так и именую) о том, как реагируют на сериал «Великолепный век» на черкесских сайтах!

 Я и понятия ни о каких-таких черкесских сайтах не имел, но глянул – и обомлел.

 И главное – спасибо «Георгию» – имеют эти сайты прямое отношение к теме Сулеймана и вообще всей Великолепной эпохи.

 Махидевран – благородная, тонкая мать черкесского народа: и как весь черкесский народ пал в 1864 году жертвой имперских амбиций огромного и кровожадного русского медведя, так же и беззащитная хрупкая мать черкесов страдала от наглости здоровенной рыжекудрой русской…. э-э-э… блудницы (как же я все-таки умею почти нейтральные слова-то подставлять!).

 Вот с экспансонизма Александры Лисовской, со страдалицы Махидевран, и вообще со всего комплекса национально – этнических проблем в серале Сулеймана, мы и начнем нашу следующую статью.

PS 2. А знаете, каким был официальный титул (и звание!) Иеремии Вишневецкого в Речи Посполитой?

 Князь-воевода РУССКИЙ!

Часть 8

 

Итак, как мы уже говорили в предыдущей, седьмой части нашего цикла о Сулеймане Великолепном, задача автора – моя, то есть, Яниса Тиктопулоса, несколько усложнилась.

 Когда читатели, особливо читательницы, прекрасно осведомлены о «султанате Нурбану», а сам автор в сем и толку не ведает; когда благодаря «русскому Георгию из Москвы» выясняется, что цельный народ – черкесы, народ не то, что не маленький – несчитанный! – сегодня поднимает на щит Махидевран; когда внезапно выясняется (для меня внезапно), что недавно ушедшая сценаристка сериала при его написании отталкивалась от книги Пирса «The Imperial Harem» и полемизировала с этим самым Пирсом, то задача моя и упрощается, и усложняется одновременно.

 Прежде всего, надо с Господней помощью, окончить сей цикл, дав самые главные сведения о Роксолане и подведя хотя бы в самых общих чертах итоги царствования Сулеймана – как позитивные, так и негативные.

 Ведь не может же быть так, чтобы Великолепный все оставил в чудеснейшем состоянии, а его сын – каким бы уж там Селим ни был алкоголиком – за несколько годочков все развалил.

 Потом надо мне самому – ну хотя бы по диагонали – прочитать и тех двоих турок, коих я уже поминал – Рефика Ахмета Алтыная и Исмаила Хани Данишменда.

Ну и естесственно, прочитать этот самый «Имперский гарем» Пирса.

 И только тогда можно вновь вернуться к сей теме для того, что англосаксы называют «more deeper investigation» – более глубокого исследования.

 

Роксолана. Начало «карьеры» в Серале Сулеймана Великолепного.

 Итак, как мы уже отмечали, Роксолана – она же Хасеки Хурремийе Султан, она же Хуррем, родилась в 1506 году на территории нынешнего государства Украина; то ли в Рогатине под Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), то ли в Чемеровцах на территории Хмельницкой области.

 Роксолана была дочерью православного священника Гавриила Лисовского, а звали ее либо Александра, либо Анастасия.

 Когда Александре было всего лишь четырнадцать, на ее родные места напали крымские татары (дело по тем временам, в общем-то, обычное), и перебили всю семью; девочка же была угнана в рабство, причем изначально именно с целью продажи в гарем какого–нибудь знатного бея или паши.

Потому ее, естественно, никто и не тронул, хотя такой удачи – попасть в наложницы молодого (на одиннадцать лет старше Александры) кронпринца (то бишь шахзадэ) Сулеймана, находившегося тогда на посту наместника в Манисе, так вот, такой удачи – да хоть в кавычках, хоть без оных – маленькой девочке ждать было трудно.

 В серале Сулеймана Александра вскоре приняла ислам и поменяла имя на Хуррем (по-турецки «лучезарная», а по-персидски вроде бы просто «веселая»).

 Так что актриса Мерьем Узерли, играющая в «Великолепном веке» роль Роксоланы, не зря так заразительно хохочет (сколько серий я видел – в стольких и хохочет!).

 Впрочем, имя Хуррем для будущей правительницы великой империи утвердилось лишь на Востоке – средь турок да персов.

 В прочем мире она известна как РОКСОЛАНА.

 Это имя ей дал посол Гамбурга в Блистательной Порте Огьер Гизелин де Бусбек. Де Бусбек, автор написанных на латинском языке «Турецких записок», воспользовался терминологией великого древнегреческого географа Страбона, кстати, выходца с Понта.

 А Страбон называл роксоланами славян (ну, может быть, вернее, протославян); то есть Александра (Анастасия) Лисовская – Роксолана – это попросту славянка.

 Роксолана сразу же попала в великий фавор у наследника османского престола. Однако это вызвало жесткое противодействие со стороны матери Мустафы (не будем здесь углубляться, но, по сути, первенца Сулеймана) Махидевран.

 Вот что пишет по поводу конфликта, возникшего между Махидевран и Хуррем венецианский посол в Константинополе той поры Бернардо Навагерро:

 

 «…Черкешенка (Махидевран – Я.Т.) оскорбила Хуррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хуррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хуррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю.

 Тем не менее, султан вызвал Хуррем и выслушал ее. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хуррем.

 Махидевран сказала, что она – главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хуррем.

 Султан разгневался на Махидевран и сделал Хуррем своей любимой наложницей».

 Все те, кто базируются в своих познаниях о Великолепном веке Великолепного султана, на том, что увидели в сериале (в сериалах – есть ведь и другие – турецкие, украинские – фильмы о Роксолане), естественно будут сбиты с толку этой картиной. Действительно, трудно представить «благородную, тонкую мать черкесского народа Махидевран», способную так классно отметелить здоровенную русскую красотку Роксолану.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...