Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кто был Русским в ХVI веке?




 

 Кто считал себя русским в ХVI веке? Кем себя вообще могла ощущать Сашенька (Настенька) Лисовская, несомненно, уроженка нынешней территории Украины? Да, понятное дело, что русской; ведь так именовало себя все православное население Речи Посполитой.

 Какой-нибудь владелец небольшого хутора где-нибудь под Лвiвом, ныне полагающий себя украинцем, тогда был русским.

 Какой-нибудь мещанин из Гродно или Гомеля, ныне именуемый белорусом, тогда был русским.

 Наконец, мелкий смоленский дворянчик, который нынче… А, впрочем, он и тогда и сейчас именовался и именуется русским.

 Даже термины Малороссия, малороссы появились значительно позднее.

 И с натуральными поляками, «пшеклентными ляхами», разрыв в то время не был столь велик.

 Кажется, у Бушкова в «России, которой не было» я вычитал следующий факт.

 Веков пять назад столкнулись Московиты – воины Великого князя Московского, и крылатая гусария выходцев из Центральной Польши – из Короны – кавалерия короля Речи Посполитой.

 

 Основу русского войска тоже составляла конная дружина князя, но перед боем внезапно разверзлись хляби небесные. Пошел такой ливень, что все поле боя развезло. Пешему идти было трудно, а уж о том, чтобы применить конницу и речи быть не могло.

 Русские с поляками договорились перенести сражение на денек-другой, а пока что не без труда смогли разбить лагеря насупротив друг друга.

 Глубокой ночью ливень как-то стих, и на пространстве между лагерями собралась аристократическая молодежь – русская и польская. Они орали друг на друга, понося и оскорбляя, несколько часов, покуда не рассвело. Лишь тогда люди постарше – с обеих сторон – разогнали их, отправив отсыпаться.

 

 В этой истории у Вас, уважаемый читатель, ничто не вызвало некоторого, скажем, напряга, некоего изумления?

 

 Нет, то, что младые московиты именовали поляков «ляшской нечистью», так подобные фигуры речи и в дальнейшем широко применялись. То, что поляки в ответ обзывали русских «татарами и схизматиками», да еще такими, на коих и кола жалко, и сегодня удивления не вызывает.

 Пикантно иное. Русские и поляки несколько часов поливают друг друга… На каком языке?!

 Вы представляете, насколько были близки тогдашний русский и тогдашний польский!

 А сегодня? Ну, не знаю; возьмите, что-нибудь простенькое, ну, скажем, польскую футбольную газету, и попробуйте прочесть.

 И, наконец, завершая о поляках, еще два замечания.

 Первое. Крупнейший польский прозаик, классик исторического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1905 год (за роман «Quovadis») – все это Генрик Сенкевич.

 Сенкевич (сам, кстати, окатоличенный белорус) создал так называемую Трилогию – историческое повествование о судьбах Речи Посполитой в XVII веке.

 Откравается она романом «Огнем и мечом» («Огнем и мЕчем»), посвященным войне поляков с Богданом Хмельницким.

 Так вот, в этом романе нет поляков – за одним единственным исключением, труса и обжоры пана Заглобы! (Правда, хитрец был первостатейный).

 Орлами показаны (отдадим должное Сенкевичу) люди Хмельницкого – Максим Кривонос, Иван Богун. Сам Богдан – «достоинств Римских и ума первейшего».

 Но эти-то ладно, но само коронное войско! Сплошь окатоличенные хохлы – все эти Зацвилиховские, князья Булыги-Курцевичи…

 И главные герои всех трех романов Трилогии – Ян Скшетуский («Огнем и мечом»), Анджей Кмитиц («Потоп»), Михал Володыевский («Пан Володыевский) – все сплошь ОЛАТЫНЕННЫЕ уроженцы Украины. Хотя и не униаты; Уния уже была – с 1596 года, но Скшетуский. Кмитиц и Володыевский – канонические католики.

 

 Один из ярчайших эпизодов всей Трилогии – Схватка (то, что мы по-гречески назвали бы Μονομαχία) главного богатыря казачества Бурдабута и легенды польского рыцарства, польского боевого шляхетства Лонгина Подбипятки.

 

 Но ведь Подбипятка – уроженец Литвы, и не какой-нибудь там жмудин, а славянин: стало быть, то, что мы сегодня назвали бы белорусом.

 

Где же поляки?!

 

 Ну ладно, возразят читатели, но ведь это хоть и героические, но все же в некотором смысле рядовые рыцари. И действительно, даже Михал Володыевский– один из лучших рубак в мировой истории (по сю пору проводится престижнейший международный фехтовальный турнир «Сабля Володыевского»), так вот даже пан Михал был в чинах всего лишь полковничьих.

 А что же те, кто как полководцы бились с Хмельницким?

 В Литве и Белой Руси страх на казаков наводили белорусские магнаты – братья Януш и Богуслав Радзивиллы, потомки одной из славнейших и древнейших православных восточнославянских фамилий вообще.

 Радзивиллы – те даже не окатоличились! И Януш, и Богуслав, опиравшиеся, кстати на восточнонемецкие регименты – кнехтов и рейтаров, и сами были протестантами –кальвинистами.

 

 Имя же того, кто высоко  держал на нынешней Украине, стяг с красно-белым польским орлом, вообще очень широко известно.

 Это князь Иеремия Михаил Корибут-Вишневецкий (1612-1651), один из богатейших магнатов не токмо Речи Посполитой, но и всей тогдашней Европы.

 Латифундии его были так велики, что крупнейший украинский историк ХХ века академик Михаил Грушевский называл Владения князя Иеремии «Заднепровской державой».

 Иеремия Вишневецкий, одна из ярчайших фигур в истории Польши, и, пожалуй, самый любимый поляками воитель; нечто вроде Александра для греков, хотя, понятное дело, уровень военного гения абсолютно несопоставим.

 На Украине же он ненавидим почти так же, как в середине ХVI века, когда одно его появление – «ЯРЕМА ИДЕТ!» – предвещало всем православным плаху, пожарища, осиновый кол…

 

 Но вот, что любопытно: Ярема Вишневецкий – «гроза Руси-Украины» по выражению самих же украинских историков, как раз с полным основанием и должен именоваться украинцем.

 (Обратие внимание:РУСЬ – УКРАИНА, так писал и Грушевский, а что это вообще?)

 Иеремия родился в семье богатейшего православного магната всей Речи Посполитой Михаила Вишневецкого, а матерью его была (Внимание!) Раина Могилянка, православная подвижница, родная сестра выдающегоя православного богослова всего славянства и киевского митрополита Петра Могилы (см. Киево – Могилянская Академия).

 Мать (отца Иеремия потерял очень рано), умирая также совсем молодой, взяла с сына и с дочери Анны клятву в фанатической (именно так!) приверженности православию.

 Анна клятве осталась верна навсегда, а Иеремия, быстро подпав под влияние иезуитов, кажется, года в двадцать два сменил веру.

 Вообще-то называется таковой хлопец коротко и ясно – христопродавцем, но сложней становится понять, кто, собственно, воевал с Хмельницким, с кем воевал сам Хмельницкий и кто тут в конце концов сии загадочные русские?

 А посему и Роксолана, скорее всего, просто русская, а то, господа, далеко заберемся…

 

 Вот нынешние РУСИНЫ, прикарпатские русские, коих на Украине полагают этнографической группой украинцев – что-то типа гуцулов – тоже, видать насмотрелись сериала, приглянулась им немецкая турчанка (турецкая немка?), стопроцентно русская внешне, та самая, которая играет Хуррем – и объявили они ея русинкой, то бишь представительницей древнерусской народности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...