Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологическая идеология как средство повышения гражданской активности населения.




 

Идеология - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер, отражая интересы господствующего класса.

Идеология базируется на искусственно созданной системе ценностей, которые при правильном внедрении формируют у людей нужные мотивации. Основная задача идеологии - управление мотивациями людей.

Вдревней Индиисуществовали касты, каждая из которых имела жёсткую систему ценностей. Переход из касты в касту был невозможен, однако, ценности более высокого сословия оставались чрезвычайно привлекательными. Так рабочий класс через собственную ценность – мастерство – стремился к богатству, торговцы через успех на рынке стремились к власти и знатности, воины и правители через честь и благородство стремились к мудрости, а брамины от науки и религии искали Бога через познание и духовность.

В современном мире господствует рыночная идеология, декларируемые ценности которой – благосостояние и безопасность, а основная скрытая мысль - «богатей любой ценой». Коррупция, взятки и прочие нелицеприятные явления – метаболизм рынка, где округляют всегда в свою пользу. Для низших слоёв населения достаточно установки «работай лучше, зарабатывай больше, получай больше удовольствия от жизни», в условиях двойных стандартов рынка они сами найдут, что стащить у государства. Честность и честь – ценности другого сословия – воинов и правителей. В военное время мародёров обычно расстреливали. Поэтому международная рыночная система так боится и так явно стремится свергнуть любого тоталитарного (а значит не марионеточного) лидера, утверждающего иную идеологию, любую кроме рыночной.

Система ценностей всегда опирается на базовые потребности, несколько или значительно их искажая в интересах господствующей группы. Так потребности ловко превращаются в желания, а желания в свою очередь становятся всё дальше и дальше от действительных потребностей человека. Сами потребности являются отражением базовых рефлекторных программ индивидуального и группового выживания (см. Главу 6.2). Таким образом, население целиком поддерживает стремление государства к безопасности и благосостоянию. Данная система не предполагает поправки на ценности браминов, к которым относятся гармония с окружающим миром, единство всего живого, ноосфера и прочее, о чём писали В.И. Вернадский, Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв. Если перескочить через сословие – ценности становятся принципиально непонятными, а потому отвергаемыми.

Экологизм -новое натурфилософское течение, отстаиваемое представителями интеллектуальной элиты, распространен именно в их среде и не находит отклика в массовом сознании. В последнее время пришло осознание того факта, что без привлечения идеологически ориентированного мировоззрения экологический призыв к сохранению природы и жизни на Земле не может найти убедительного оправдания ни в философском и научном знании, ни на практике.

Руководство Российской Федерации всё активнее вступает в диалог с наукой и культом, что является свидетельством стремления власти к мудрому правлению. При этом главной политической силе страны остро необходима объединяющая идеология, пробуждающая лучшие стремления и чувства людей вне принадлежности к классу.

Что же является общим для всех людей, для которых даже Бог имеет принципиально разные имена? Ответ прост - любовь к Земле. Любовь – лучший побудительный мотив к действию, лучший воспитатель альтруизма. Прекрасная идея изложена в серии книг В. Мегре «Звенящие кедры России» уже как необходимый для внедрения слоган - «Совершенствование среды обитания». Природа и жизнь на Земле оказались в опасности, люди должны исправить положение вещей. Это главная идея объединяющей идеологии, основанной на ценностях общечеловеческой культуры, так как никакой идеологии кроме совести человеку не нужно.

Идеальный вариант – взаимодействие власти, наука и культуры. Затем должен следовать процесс внедрения идеологии. На первом этапе внедрения, название которого - «Трезвость» - кардинально необходимо отрезвить народ. Жесткая, бескомпромиссная антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая политика является непременным условием роста осознанности и культуры масс. Без вариантов.

На втором этапе «Доверие» должна быть решена очень тяжёлая для России проблема доверия населения к власти. Полумерам и предвыборному пиару люди не поверят, чиновникам, выросшим в системе, где обман и воровство это способы выживания - тоже. Все экологи знают, что главным нарушителем природоохранного законодательства является само государство. Государству придётся идти на значительные убытки, связанные с реальными экологическими проектами, чтобы по крупицам накапливать доверие населения. Без государственных экологических решений разрыв между государственной машиной и обществом только увеличится. Наряду с этим воспитание нового поколения интеллектуальной и управленческой элиты как национальный проект, должно реализовываться уже на платформе ценностей более высокого порядка: чести, совести, благородства, сочувствия и бескорыстия. Именно государство должно стать инициатором пропаганды новых ценностей, не партии, не общественность.

На третьем этапе (Просвещение) должен реализоваться ряд долгосрочных образовательных и просветительских проектов во всех слоях населения. Это также должна быть государственная инициатива, где совершенствование среды обитания становится идейной основой множества уже существующих и будущих экологических проектов. В этой связи необходимо внедрение опыта пермакультуры в русском, австрийском или японском варианте. Пермакультура(от англ. permaculture — permanent agriculture — «Перманентное сельское хозяйство») — подход к проектированию окружающего человека пространства, а также система ведения сельского хозяйства, основанные на взаимосвязях, наблюдаемых в естественных экосистемах. Опыт пермакультуры даст не только прекрасную возможность рекультивации земель, но и опыт создания гармонии в отдельно взятом пространстве. Также, несомненно, надо научить людей грамотно (т.е. экологично) её возделывать.

Через новую систему экологического знания станет возможным постепенное изменение отношения к природной среде, формирование новой шкалы ценностей, нового миропонимания - экософии. Экологическое образование включает формирование экологических представлений, формирование субъективного отношения к природе и формирование стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с природой (см. Главу 11.3). Для школьников это просто – расширить все формы полевых исследований, для этого создать систему повышения квалификации преподавателей, ввести экологию как учебную дисциплину, расширить гуманитарную составляющую общего образования, создать систему школьных СМИ, ориентированную на трансляцию высокой культуры, в том числе и экологической. Вопрос о государственных СМИ требует отдельного рассмотрения в рамках утверждаемой идеологии.

Для задействования взрослого населения можно предложить различные инновационные социальные проекты, например, Концепцию всеобщей гражданской экологической обязанности на основе альтернативной воинской службы. При реализации проекта появляются действенные силы и чёткие механизмы защиты и восстановления природной среды. Формируется эколого-ориентированное общество, гораздо более грамотное, имеющее навыки совершенствования среды обитания. Само принятие Концепции экологизирует все сферы деятельности государства и будет незамедлительно свидетельствовать о росте цивилизованности России, о победе экологического мировоззрения, об эволюционной трансформации индустриального общества в социально ответственное. Инновационные проекты в соответствующих областях должны получить возможность реализации и широкого внедрения.

Но самое главное - происходит ориентация массового сознания на гармоничное взаимодействие, защиту и совершенствование среды обитания, что является мощным средством социальной стабилизации.

Контрольные вопросы к главе 11:

1. В чем заключаются особенности экологической культуры?

2. Что означает термин «экология культуры»?

3. Сформулируйтеглавную цель экологического воспитания и образования.

4. В чем заключаются основные задачи экологического воспитания и образования?

5. Какие функции выполняет экологическое образование?

6. Расскажите о структуре экологического образования в России.

7. Принципы формирования экологической идеологии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...