Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологическое воспитание и образование.




 

Формирование экологической культуры человека – главная цель экологического воспитания и образования.

Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии. Экологическое образование включает три важнейших характеристики:

Формирование адекватных экологических представлений (дать знания):

- Представления о сложности системы внутренних взаимосвязей в природе;

- Представления об энергетическом обмене между техносферой и биосферой. Понимание того факта, что при этом неизбежном обмене в биосфере происходят необратимые изменения.

- Представления о мире природы как о духовной ценности, и через это постепенный переход на субъектное отношение к природным объектам.

- Представления о взаимосвязи природных условий и развития общества на примере истории природопользования.

Формирование субъективного отношения к природе, природным объектам: Базовые параметры:

· Широта отношения – необходимость включения в субъективное пространство личности как можно большего количества природных объектов, расширение личностно значимого пространства.

· Интенсивность отношения к природе на различных уровнях восприятия: перцептивно-аффективном, когнитивном, практическом и поступочном.

· Осознанность отношения к природе.

· Устойчивость отношения к природе, которая формируется только за счет непрерывного педагогического процесса. Разовые природоохранные мероприятия не приведут к выработке устойчивого отношения к природе.

Параметры второго порядка:

· Обобщенность (нежелание личности выделять своей симпатией определенный природный объект);

· Доминантность идеи гармонии с природой;

· Когерентность (мера согласованности эмоций, интереса и действий во взаимодействии личности с окружающей средой);

· Принципиальность (готовность на практике влиться в природоохранную деятельность);

· Сознательность (отношение к природе как к объекту охраны).

Применение стратегий и технологий непрагматического взаимодействия с природой:

· Эстетическое освоение природных объектов, навыки эстетического поведения в природе, умение наслаждаться красотой.

· Научное познание мира природы, коллекционирование, ведение дневника наблюдений, натуралистические эксперименты.

· Взаимодействие с природными объектами в антропогенной среде на примере домашних животных, комнатных растений.

· Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде, направленные на преодоление потребительского отношения к природе.

· Природоохранная деятельность на основе идеи посильной личной помощи миру природы. Эта деятельность порождает ощущение включенности в мир природы, психологическое единство с этим миром.

Особо важное значение в становлении высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и в школе. Здесь закладываются основы гуманного отношения к природе.

Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т.д. Семейная жизнь, работа родителей, их гражданское лицо, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Воспитание детей в семье идет под влиянием родителей. Собственное поведение родителей и влияние их на детей – основной фактор,влияющий на воспитание детей в семье.

В дошкольных образовательных учреждениях России решение проблемы экологического воспитания осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях:

1) воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;

2) развитие экологического сознания, экологической культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Уровень общественного экологического сознания во многом определяет направление и интенсивность природоохранной деятельности государственных и неправительственных организаций.

Для того чтобы достичь ранее поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

1) преодоление потребительской политики природопользования в стране;

2) развитие экологических прав и обязанностей граждан;

3) формирование их экологического мировоззрения.

Решению задач экологического воспитания и образования способствуют процессы воспитания, образования, информационно-просветительской деятельности.

Природоохранное образование – система обучения, направленная на усвоение теории и практики охраны природы, основ общей и частной экологии – необходимый элемент общей культуры современного человека.

Одним из важнейших элементов экологической культуры являются основные показатели экологической образованности, складывающиеся в процессе общего образования.

Образование как специальный институт выполняет экономическую, социальную и культурную функции общества (рис. 20).

 

 

 


            функции                                               цель

 


Рис. 20. Функции экологического образования

 

1) Экономическая функция образования состоит в формировании социально-профессиональной структуры и работника, владеющего необходимыми экономическими знаниями и навыками.

2) Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности.

3) Культурная функция образования состоит в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида, формирования его творческих способностей.

Цель экологического образования – накопление того объема знаний, умений и навыков взаимоотношения общества и природы, который необходим любому человеку, кем бы он потом ни работал, чем бы ни занимался. Каждый человек, работающий в любой отрасли хозяйства, экономики и культуры, должен владеть минимумом знаний по экологии.

В формировании экологического образования первостепенное значение имеет усвоение принципов охраны природы и рационального природопользования. Для этого необходимо преодолеть несколько стереотипов мышления и поведения, широко распространенных в прошлом. Это убежденность в том, что наша страна обладает несметными природными богатствами, и они избавляют нас от заботы об их экологичном использовании. Такое представление наложило отпечаток и на внешнеэкономическую деятельность государства и, прежде всего, служит оправданием сырьевой направленности экспорта: нефти, газа, древесины, пушнины.

На пути к экологической образованности важно определить у человека уровень экологических знаний, а также знание источников загрязнений окружающей среды по стране и региону. Располагать этими данными необходимо как для общей ориентации в экологической обстановке, так и для включения в практическую деятельность по устранению или ограничению действия конкретных факторов, наносящих ущерб природе и здоровью людей.

Важное направление в экологическом образовании имеет экологизация кругозора. Главным средством достижения этой цели выступает развитие навыков самообразования, любознательности, потребности в постоянном пополнении экологических знаний. Экологизация кругозора предполагает овладение знаниями, смежными с экологическими, и отражает взаимосвязь экологических отношений с экономикой, научно-техническим прогрессом, политикой, правом и т.д.

В эколого-технической области решаются три взаимосвязанные задачи рационализации природопользования как составляющие политики обновления нашего общества.

1) Первая задача состоит в том, чтобы глубже проанализировать опыт и уроки прошлого, когда природоохранная тематика находилась на периферии науки и экологические последствия технологических применений науки носили в основном негативный характер. По причине неудовлетворительных технических решений экологических проблем почти третья часть ранее созданных и поныне действующих очистных сооружений не обеспечивает очистку сточных вод до нормативных показателей.

2) Вторая задача – эффективно устранять недостатки теперешней практики природопользования, в том числе и в научно-техническом обеспечении защиты окружающей среды.

3) Третья задача состоит в том, чтобы разработать научно-технические основы решения как возникших в прошлом, так и новых экологических проблем, выдвигаемых в связи с необходимостью перехода к интенсивной экономике, хозяйственного освоения северных и восточных районов страны, особенно нестабильных в экологическом отношении, и другими процессами.

Помимо экологизации экономики, политики, права, экологизация ныне начинает проявляться и в развитии техники и технологии. Речь идет о разработке новых технологических процессов, среди которых ведущая роль отводится безотходной технологии, поскольку она является одновременно и экологически чистой, и природосберегающей.

Немаловажное значение в экологическом образовании имеет также правильное определение причин экологических бедствий. К ним относятся экологическая неграмотность и малограмотность многих наших людей, низкая эффективность и некомпетентность пропаганды как устной, так и печатной. Не поставлен в центр внимания экологической деятельности человек.

Учитывая эти особенности, экологическое образование в нашей стране разворачивается (хотя и медленно) на двух уровнях.

Первый уровень – общее экологическое образование: в каждом учебном заведении появились курсы общей экологии. Ведь все специальности в той или иной степени связаны с проблемами экологии. Сейчас на базе крупнейших вузов организуются региональные центры Всероссийской службы информации, занимающиеся распространением знаний по экологии. Прослушав курс по месту учебы, в этих центрах можно затем пройти аттестацию и получить свидетельство об общем экологическом образовании.

Второй уровень — это подготовка профессионалов. Сейчас в 21 вузе РФ открыто обучение по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...