Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экологические проблемы как политический фактор.




 

На современном этапе прослеживается прямая связь политических проблем, рационального использования природных ресурсов и охраны природных ресурсов.

На сегодняшний день, когда нежелательные и даже опасные изменения в природной среде сказываются на социальном самочувствии многих миллионов людей, сознающих, какую угрозу несут эти изменения здоровью и жизнедеятельности, экологические проблемы превращаются во все более значимый политический фактор. Иными словами, происходит политизация экологических проблем.

Смысл политического аспекта социальной экологии заключается в том, что в современных условиях проблемы экологии выступают одновременно и как вопросы политики, поскольку они затрагивают кровные интересы многомиллионных масс, становятся все более существенной частью политики многих партий, государства и общественных организаций.

На сессиях Государственной Думы раскрылась политическая география экологических проблем в региональном и республиканском масштабах, были обозначены основные политические аспекты этих проблем. Депутаты говорили о политических причинах ухудшения экологической ситуации в стране: утрата Советами реальной власти, пассивность их в решении экологических проблем, эколого-политическая недальновидность руководителей и т.д.

Идет процесс трансформирования экологических проблем в политические. За сравнительно короткий срок приобрели политическую окраску и многие экологические акции государственных, общественно-политических организаций.

В ряде регионов идет активная разработка экологической политики и возведение ее в ранг государственной политики. В деятельности различных государственных и общественных организаций Российской Федерации, составляющих звенья политической системы нашего отечества, было много интересного, поучительного.

Социальная политика государства, ее органов и общественных организаций, связанная с решением экологических проблем, состоит, прежде всего, в том, чтобы разумно управлять взаимодействием «человек – природа – общество», направлять подъем трудовой и общественно-политической активности масс, удовлетворять их интересы и потребности в процессе экологической деятельности. Социальная политика охватывает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру), причем в соответствии со своей спецификой: одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воздействия на природу, а в других (например, в сфере демографических отношений) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества поведению.

Создание концепции политической экологии – задача государственных, научных и творческих организаций. Появление такой концепции стало реальным в связи с научным подходом к экологии, а не просто интуитивным. Острая тревога за судьбу Земли возникла, когда до общественности дошли результаты научного анализа состояния природы и пессимистические модели будущего, основанные на самых современных методах комплексного научного исследования.

Быстрому распространению новых ценностных ориентиров способствует экологическая обстановка в мире. Дальнейшее развитие общества невозможно без экологизации сознания, ядром которого является экологический императив, понимание социальной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны «техническими условиями».

Авторы концепции альтернативного развития утверждают, что предотвратить экологическую катастрофу можно, только затормозив технологическое развитие, отказавшись от экономического роста и выработав новые принципы социального поведения человека. В разработке приемлемых рецептов спасения биосферы «альтернативисты» продвинулись не дальше других. Но они в числе первых потребовали поставить преграды на пути невежества, авантюризма и безнравственности в экологии. В связи с появлением пессимистических настроений в обществе произошли некоторые расхождения во взглядах между стареющим поколением и молодежью по многим вопросам, в том числе по обостряющимся процессам в экологии.

Все больше людей начинает понимать: попытки разрешить жизненные проблемы той или иной страны в ее «отдельно взятых» пределах обречены на провал.

В разных странах попытки осмыслить свои проблемы и действовать «с точки зрения ноосферы» вылились в создание гуманитарных организаций: научных, типа Римского клуба, и социально-политических, сегодня складывающихся и в России.

Эволюция планетной мысли, с точки зрения В.И. Вернадского, привела человечество к психологическому и соответственно чувственному переживанию негативных процессов в биосферах как проблем, угрожающих духовному и материально-техническому прогрессу всей цивилизации. Начался поиск соответствующих решений. Появилось множество понятий и подходов такого поиска: социосфера, экосфера, социоэкосистема и т.д. Элементы общечеловеческого организма (государства, их союзы), наряду с общественно-политическими характеристиками, стали впервые различаться по степени их взаимодействия с окружающей средой.

Как же это сочетается с проблемой выживания цивилизации? В условиях современного развития человечества вся совокупность глобальных проблем закономерно трансформируется в единую всеобщую проблему выживания цивилизации, и это также является принципиально новым, феноменальным проявлением планетарного разума. Эта новая суперпроблема получила статус первостепенности еще в 1987 г. от Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Кратко резюмируем современное движение ноосферной мысли:

1) причина возникновения и обострения проблемы выживания человечества – неадекватное уровню научно-технического прогресса общественно-политическое устройство мира, его разобщенность;

2) дифференциация глобальных проблем и их иерархия условны и крайне некорректны; отдельно взятых глобальных проблем в действительности не существует, ибо их взаимосвязь органична и абсолютна;

3) ни одна из планетарных проблем, как и проблема выживания цивилизации в целом, не может быть решена ни отдельными государствами, ни группами государств. Это вообще внегосударственные проблемы, и решаться они могут лишь принципиально новой социоприродной формацией – земной цивилизацией.

 

Контрольные вопросы к главе 10:

1. Сформулируйтецели социально-экологической политики.

2. В чем заключаются основные задачи социально-экологической политики?

3. Дайте определение понятию «гуманизм социальной политики».

4. Пути решения задач экологической и социально-политической безопасности.

5. Какая взаимосвязь социальной экологии и политики?

6. Что послужило толчком к созданию концепции политической экологии?

 

Экологическая культура

         11.1 Формирование экологической культуры.

 

Когда мы говорим об экологической культуре, то имеем в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфере, но и к самому себе, животному и растительному миру, ко всему окружающему. Достигается такая культура человека, прежде всего, через морально-этическое воспитание детей в семье, в школе, вузе, через общественные и государственные организации, все атрибуты власти и управления.

В экологическом воспитании на первый план выдвигается формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовно-нравственной.

Гуманизм – мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.

Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

Экологическая этика состоит в утверждении того, что природа – наш общий дом, достояние всего человечества. Поддержание ее в благоприятном для жизнедеятельности состоянии – обязанности всех людей вместе и каждого в отдельности. Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна.

Основа нравственного поведения человека – благоговение перед жизнью. Этичные отношения между людьми – необходимая предпосылка гуманного отношения к природе. Природопреобразующая деятельность каждого человека должна исходить из следующих принципов:

- относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе;

- разрушая природу, причиняешь ущерб себе и своим потомкам.

Человечество несет нравственную ответственность перед потомками за сохранение многообразия и богатства природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере. Человек обязан соблюдать этические правила, охраняющие как свою жизнь, так и любую другую. Наслаждение убийством, даже в форме игры, должно осуждаться обществом как тяжкое моральное преступление. Те люди, которые проводят эксперименты на животных или как-то иначе причиняют животным страдания, никогда не должны успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели.

Свобода природопользования ограничивается нравственными и правовыми нормами и естественными законами развития жизни на Земле. Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей, а в конечном счете – к гибели человечества и живой природы.

Человек всегда хочет быть лучше, чем он есть. Сознавая абсолютный идеал своей жизни, он возвышается тем самым над своей эмпирической природой, и это возвышение есть самое подлинное проявление человеческого бытия в мире. Настоящий человек стремится воевать со злом, организовывать нашу жизнь по-новому, делать добро, но в который раз забывает, что для этого нужны, прежде всего, силы добра, умение их взращивать и копить в своей душе. Подлинный смысл жизни в утверждении в ней вечного и непреходящего. Глубоко правы те, которые проповедуют: спасение человечества в духовном развитии и культуре, целевые и моральные установки которой направлены на защиту всего живого и интересов природы в целом.

Жизнедеятельность – сложный динамический процесс развития отношений человека с окружающей его социальной и природной средой, сопровождающийся обоюдными изменениями взаимодействующих компонентов. Постоянно изменяющаяся среда служит по отношению к человеку источником факторов, непрерывно формирующих его субъективную сферу, его личностные качества. Она же непосредственно и опосредованно определяет его деятельность, так как предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как определенные побуждения к действию, мотивы. Однако это не означает, что внешний мир – единственный фактор, определяющий человеческую активность. Чтобы понять причины поведения человека, необходимо разобраться в содержании его внутреннего духовного мира как своеобразного приемника внешних воздействий и как источника непосредственных мотивов, побуждающих личность к определенным действиям.

Для того чтобы изучить психологический облик личности, необходимо ответить на три основных вопроса:

1) Что хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек. Это вопрос о его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах, идеалах.

2) Что может человек? Естественно, второй вопрос встает вслед за вопросом о том, чего хочет человек. Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности.

3) Что есть человек, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? Способности – это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще дать ответ на третий вопрос. Это вопрос о характере человека.

Чтобы сберечь природу, общество в целом необходимо иметь определенный уровень культуры, нравственности. Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует - это совокупность абстрактных философских понятий. Нравственность, мораль всегда составляют основу образа жизни, т.е. конкретных действий, поведенческих актов. Врождённая (биологическая) мораль у человека низкая (см. Главу 6.2), поэтому так необходимо формировать высокий уровень общечеловеческой морали. Обеспечение условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных, ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, т.е. обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонично развитая личность, – трудный процесс формирования общества высокой нравственности. В этой связи, специалистов, руководителей производств, преследующих только ведомственные интересы, но не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать свою деятельность, следует с полным основанием обвинить в безнравственности.

Реальный гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и «рода человеческого» во многом зависят от глубины проникновения экологического знания в самые различные пласты человеческой культуры.

Экологическая культура имеет свои историю и традиции.

Экологическая культура – это совокупность элементов культурного наследия, передающаяся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных слоях общества в течение длительного времени. В этом уникальном пласте концентрируется историческая память народа. Традициям народной культуры придают жизненную силу общечеловеческие ценности, значимость которых не меркнет в любые человеческие эпохи.

Основа экологической культуры, заложенная славянскими племенами дохристианской эпохи, до сих пор служит мощным фундаментом коллективного подсознания русского народа, отражаясь в его тяготении к языческому мироощущению и персонификации сил природы.

Особая роль в духовной жизни России принадлежит православной крестьянской культуре, которая возникла в недрах народной жизни и впитала в себя весь многовековой дохристианский опыт общения с природой и совместной жизнедеятельности людей в сочетании с религиозной культурой христианства. Культура села являет собой не только отражение диалога с природой, но и с его историей. Трудовая связь с землей всегда требовала творческого напряжения, будила интуицию, воспитывала эстетически и духовно. Сельская культура, закрепленная в сознании людей, овеществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе человеческих взаимоотношений, преданиях, ритуалах. Массовое творчество имело устно-фольклорные формы. Наличие положительных черт в культурном крестьянском наследии признают многие исследователи, видя в нем наличие таких ценностей, как преданность земле, единение человека с природой, активные формы творчества и досуга.

Экологическая культура претерпела два кардинальных перелома: первый – в эпоху крещения Руси, второй – в период индустриализации. Разрушение цельности культуры взаимодействия с природой в результате вытеснения из жизни общества традиционных норм, обычаев перерос в глобальную проблему «экологии культуры».

Экология культуры – это создание наиболее благоприятных условий для развития всех форм культуры, соответствующего общественного климата, который давал бы возможность творческих потенций любому одаренному члену общества. Это понятие впервые было введено в культурологии академиком Д.С. Лихачевым.

Для жизни человека важна среда, созданная культурой ее предков и им самим. Ещё более важно создание условий для формирования более высокого уровня экологической культуры человека.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...