Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственное экологическое управление.




Органы управления природопользованием и охраной окружающей среды

 

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компетентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

В настоящее время система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы органов государственного экологического управления -органы общей и специальной компетенции.

К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органыспециальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющиенадведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов и экологии РФ (МПР России).

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами. Также МПР осуществляет межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Также проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. МПР имеет полномочия осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм, принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды, организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу, осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования, согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов, проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды, проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям, ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил, рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды, предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляетведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишьотдельные функции в сфере экологического уп­равления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор России - по контролю за безопасным ведением работ при использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представило в 2011 году проект Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (на 2012 – 2020 годы).Примерно на 15% территории Российской Федерации, где проживает 60% населения, качество окружающей среды является неудовлетворительным. Как отмечается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р на протяжении многих десятилетий в России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в европейской части страны). Приоритеты развития страны до 2020 года по переходу к новому, постиндустриальному обществу требуют существенной корректировки действующей экологической политики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...