Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-культурная работа за рубежом
(Специальность 071401.65 -Социально-культурная деятельность) Санкт-Петербург Кафедра социально-культурных технологий Составитель: Пояснительная записка Тесты предназначены для студентов 4 курса факультета культуры, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность». Целью дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом» является систематизация знаний в области социально-культурной деятельности в зарубежных странах. Предмет учебной дисциплины – становление, современное состояние и развитие социально-культурной деятельности в сфере свободного времени зарубежных стран. Данные тестовые задания предназначены для проверки остаточных знаний, полученных студентами в процессе изучения дисциплины «Социально-культурная работа за рубежом». Каждый студент проверяемой учебной группы получает один тест, который состоит из 100 тестовых заданий по основным разделам дисциплины. Тесты выполняются в электронной и письменной форме. Они составлены в закрытой форме, - это значит, что к каждому заданию предлагается несколько вариантов ответа, из которых студент должен выбрать один или несколько правильных. Уровень остаточных знаний оценивается по пятибалльной шкале в зависимости от числа правильных ответов:
Продолжительность тестирования – 60 минут. Тестовые задания, на которые в отведенное время ответы не были даны, признаются при оценке знаний студента как задания с неверными ответами. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ Утверждены на заседании кафедры Опубликовано на основании решения Конспекты лекций СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА специальность – 071401.65 Социально-культурная деятельность Санкт-Петербург Кафедра социально-культурных технологий Составитель: Пояснительная записка Использование зарубежного опыта методики и организации социокультурной деятельности при подготовке специалистов социально-культурной сферы позволит обеспечить усиление гуманистического содержания образования, повышение общего культурно-образовательного и профессионального уровня студентов. Целью курса лекций является ознакомление студентов с зарубежным опытом работы социально – культурных учреждений и организаций, что является одним из важнейших условий подготовки высококвалифицированных кадров соответствующего профиля. Изучение общетеоретических вопросов обеспечения деятельности социально-культурных институтов за рубежом основано на изложении взглядов современных западных специалистов на социальную природу досуга, опыте внедрения различных моделей организации досуга в ряде стран цивилизованного мира, на результатах международного сотрудничества в социокультурной сфере.
РАЗДЕЛ 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», План лекции
Введение В индустриально развитых странах у людей сегодня больше, чем когда-либо, остается времени после работы, что отмечается исследователями досуга во многих странах. Между тем характер проведения свободного времени и система организации досуга в различных странах отличаются друг от друга. Несомненно, что изучение различных концепций представляет неоспоримый исследовательский и практический интерес. Попытаемся определить основополагающие аспекты организации досуга в рамках англо-американской концепции.
Понятие «досуг» нередко используется как антипод понятия «работа», «трудовая деятельность». Этимологически слово «досуг», на английском liсеrе, означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское 1оisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое; 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности; 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению; 4) дискуссия, общение./Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288./ Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. /Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-8./ Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних греков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свидетельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя цивилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражнениями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Счастье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». /Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. Т.4. - М., 1981. -С.163-164. / Отсутствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности. Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «оtium», а бизнес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Однако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. Досуг стал рассматриваться как время, свободное от работы. Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение досугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица, осваивавшие новые земли, создававшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегреческого понимания досуга./Кэндо Т. Цит.Соч. - С. 289./ Противоречие «работа - досуг», заложенное Аристотелем, было продолжено марксистским признанием приоритета материального продукта и производства над другими видами и результатами труда, а затем было фетишизировано и часто неосознанно воспринято социологами и культурологами других школ. Определяющая роль труда как антропогенетического фактора бесспорна, но и сам труд как деятельность взаимосвязан с такими факторами социализации, как культура, религия, образование и демократия. Не меньшую роль в жизни общества играют знания как результат духовной деятельности; мораль как инструмент нравственной самоорганизации индивида и общества; услуги как результат специфического вида деятельности. Какие бы виды деятельности мы не выделяли - трудовую, высшую нервную, творческую, образовательную, потребительскую или досугово-рекреационную - классификация не поддается ранжированию и носит условный характер. Все сферы жизнедеятельности человека равнозначны. Усилия по созданию и совершенствованию науки, искусства, танца, пения, поэзии, театра, прикладного творчества, искусства-общения, присущие «праздному классу» Т. Вебленом за труд не признавались, не признавалось и право на досуг. Современные ученые считают, что труд не может служить признаком, отличающим рабочее время от свободного ни в историческом прошлом, ни в настоящем. Предметы домашнего обихода зачастую носили художественно-прикладной характер, а песни, игры на посиделках и в обрядах составили основу фольклора. Искусство танца, музицирования на светских раутах и балах приближалось к профессиональному уровню. А в настоящее время, когда возрастает число свободных профессий, рабочее и свободное время практически сливаются. Кроме того, многие формы культурно-досуговой деятельности и хобби неотъемлемы от творческого труда. Поэтому признание приоритета материального продукта над другими видами результатов труда носит исторически преходящую форму оценки. Разделение труда в классовом обществе отделило воспитание, образование и досуг от сферы труда. Это позволило развиваться науке, технике, искусству, классические образцы которого стали общечеловеческим достоянием. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция и содержательные границы социального и свободного времени общества и личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |