Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Современные зарубежные концепции досуга




Дополнительная литература

  1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. М., 2005.
  2. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Уч. пособие. М.: МГУКИ, 1999.
  3. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками: Уч. Пособие М.: МГУКИ, 2005
  4. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом: Уч. Пособие. М.: МГУКИ, 2006
  5. Канадская культура в глобальном мире // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. Сб. Вып. 5. М.,2002. с. 70-89.
  6. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: Уч. Пособие. СПб, 2004
  7. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост. Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. М.: Либерия,2005.
  8. Культурная политика в Норвегии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. Сб. Вып.6. М., 2002. С.59-75
  9. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М.Чижикова. М.: МГУК, 1998. (Разд. III. Гл. 3. Организация досуга за рубежом. С. 430-454)
  10. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Уч. пособие. Казань, 2005. С. 113-124. (Глава: Культурно-досуговая деятельность за рубежом)
  11. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Уч. пособие. М.: МГУК, 2005.
  12. Мудрик А. В. Социальная педагогика : Учебник для пед. вузов/ А. В. Мудрик. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Academia, 2000.-191 с
  13. Новикова И. А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность: Уч. пособие. СПб.:СПбГИК, 1991.
  14. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: Инфра-М, 2007.
  15. Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: Уч. -метод, пособие. М.: МГУКИ, 2004.
  16. Социальная работа за рубежом: Уч. пособие. Волгоград: Волгогр. гос. ун-т, 2001.
  17. Франция в борьбе за национальную и культурную независимость // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф. Сб. Вып. 5. М., 2002. С. 64.69.
  18. Шапошников А.Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции. М., 1992
  19. Третьякова Т. Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для студ. вузов/ Т. Н. Третьякова. -М.: Академия, 2008.-269 с

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

Утверждены на заседании кафедры
социально-культурных технологий
19.02.10г., пр.№ 7

Опубликовано на основании решения
кафедры социально-культурных технологий
от 26 февраля 2010г., пр.№ 7

Методические рекомендации
по самостоятельной работе студентов
по учебной дисциплине








СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ

(специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность)
заочная форма обучения

Санкт-Петербург
2010



Кафедра социально-культурных технологий

Автор-составитель
доцент кафедры социально-культурных технологий Ильинская Е.А.

Под общей редакцией
Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,
доктора культурологии, профессора Бирженюка Г.М.




Пояснительная записка

Целью данных методических рекомендаций является правильная и целенаправленная организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Социально-культурная работа за рубежом». Самостоятельная работа студентов (далее СРС) в высшем учебном заведении является важным видом учебной и научной деятельности студента.

Ведущей целью организации и осуществления СРС по дисциплине «Социально-культурная работа за рубежом» является изучение общетеоретических вопросов обеспечения деятельности социально-культурных институтов за рубежом и взглядов современных западных специалистов на социальную природу досуга, опыта внедрения различных моделей организации досуга в ряде стран цивилизованного мира.

Задачами СРС являются:

- развитие и привитие навыков студентам самостоятельной учебной работы и формирование потребностей в самообразовании и социализации;

- освоение содержания дисциплины, целей и задач, в ходе лекций и дополнительно, в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение студента;

- осознание, углубление содержания и основных положений курса, в ходе конспектирования материала на лекциях, отработки в ходе подготовки к семинарским занятиям, на практических занятиях;

- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, при написании курсовых и дипломной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по дисциплине; выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий. Организационная роль в самостоятельной учебной работе студентов принадлежит преподавателям.

Виды и формы контроля за СРС могут быть следующими:

  • коллоквиум;
  • контрольная работа;
  • реферат;
  • письменный отчет;
  • проверка конспектов источников литературы;
  • собеседование по индивидуальным заданиям;
  • включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты и экзамены;
  • подготовка и написание курсовых работ;
  • другие формы контроля.

Результаты СРС учитываются при межсессионной аттестации студентов. Кафедра ведет систематическую работу по анализу и оценке используемых преподавателем форм контроля. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы о результатах, используемых методах, организации СРС. Проработку теоретических вопросов дисциплины следует начинать с закрепления лекционного материала и изучения рекомендуемой учебной литературы.

Тема 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга

Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом. Взгляды философов Античного мира на ценности досуга. Понятие социально-культурной деятельности в отечественной и зарубежной теории и практике. Становление научных концепций социально-культурной деятельности в Западной Европе и США во второй половине 19-20 вв. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация». Вклад Д.Дюмазедье в теорию досуга. Функции рекреационно-досуговой деятельности.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Какие причины обусловили развитие научных исследований досуга, свободного времени, культурно-досуговой деятельности в развитых зарубежных странах ХХ века?
  2. Охарактеризуйте основные направления исследования досуга в развитых зарубежных странах.
  3. Соотношение сфер деятельности: социально-культурной, культурно-просветительской культурно-досуговой, или досугово-рекреационной за рубежом.
  4. Прогнозирование развития культурно-досуговой сферы в ХХ1 веке (Д.Данн, И.Спрай, Т.Гудейл).
  5. Влияние глобализационных процессов на социокультурную сферу.

Темы рефератов

  1. Взгляды философов Античного мира на ценности досуга.
  2. Обоснование сущности и специфики социологии досуга.
  3. Актуальность изучения социально-культурной работы за рубежом.
  4. Сравнительный анализ социально-культурной деятельности за рубежом и в нашей стране.
  5. История досуга в США и Великобритании.

Литература

  1. Акимова Л.А. Социология досуга. М.; МГУКИ, 2003.
  2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
  3. Киселева Т.Г. Глобализация общества и культура мира. М.: МГУКИ, 2002.
  4. Мосалев Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: Уч. пособие. М.: МГУК, 1995.

Тема 2. Современные зарубежные концепции досуга

Классификация концепций досуга М.Каплана и Дж.Шевере. Восемь моделей концепции досуга: гуманистическая, терапевтическая, количественная, институциональная, эпистемологическая, экзистенциальная, досуг как функция досуговых мероприятий, социальная модель. Признаки досуговой деятельности. Интегративная модель концепции досуга Джона Келли. Спираль Д.Келли, состоящая из восьми уровней. Досуг как непосредственный опыт(Дж.Келли, Дж.Нейлингер). Досуг как существование (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел). Досуг как развитие (Д.Дюмазадье, Д.Шивере, Ю.Красильников, Т.Киселева, А.Орлов, В.Свинников). Теория социальной идентичности (Т.Веблен, Д.Дюмазадье, Э.Росс, П.Бурдье). Теория взаимодействия (М.Каштан, М.Сюрбер). Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов). Политическая теория (Т.Веблен, П.Бурдье). Гуманистическая теория. Развитие субъектов социально-культурной деятельности на каждом уровне. Досуговые модели зарубежных стран.

Контрольные вопросы для самопроверки

  1. Влияние климатического фактора, традиций и обычаев на образ и содержание досуга
  2. Культурно-досуговая деятельность за рубежом в контексте социальных проблем
  3. Соотношение сфер деятельности: социально-культурной, культурно-просветительской культурно-досуговой, или досугово-рекреационной за рубежом
  4. Пути преодоления кризисных общемировых явлений в социокультурной сфере
  5. Организация социально-культурной работы с различными группами населения

Темы рефератов

  1. Организация социально-культурной работы с пожилыми людьми в зарубежных странах
  2. Организация социально-культурной работы с детьми и подростками в зарубежных странах
  3. Профессиональная ориентация подростков и молодежи в учреждениях клубного типа (на примере США)
  4. Опыт организации культурно-досуговой деятельности с подростками в скаутских организациях
  5. Формирование культурно-досуговой деятельности в «Ротари» - клубах
  6. Проблема эйджизма и пути ее решения в зарубежных странах

 

Литература










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 439.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...