Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга
План лекции
Классификация концепций досуга М.Каплана, Дж.Шивере Современная культурология располагает широким диапазоном досуговых концепций, которые опираются на большинство макросоциологических теорий. Концепции досуга всегда связаны с историческим и культурным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сливаются, мы будем рассматривать их в совокупности. Наиболее полно концепции досуга классифицированы М.Капланом и Дж.Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой. В гуманистической модели концепции досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.). Из современных западных ученых ее придерживаются Дж.Гразия и Дж.Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной. Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости. Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структура человека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восстановление сил после труда. Т.Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации). Количественная модельрассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж.Шивере) и отечественных ученых. Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы. Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир. Экзистенциальнаярассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (А.Пак, Дж.Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов. Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж Дюмазадье, который, как и Дж.Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж.Шивере на первом месте стоит функция рекреации. Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников. Основным признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека./Стрельцов Ю.А. Социальная педагогика досуга. - М., 2005. - с. 78./
Признаки досуговой деятельности Многомерность методологических подходов и исследовательских направлений целесообразно рассматривать не как взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Такой подход дает возможность выявить признаки досуговой деятельности.Таковыми становятся: 1.Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности (Николов Л.). 2.Самодостаточность, самоценность свободного 3.Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности. 4.Свобода выбора занятий (ограничена объективными 5.Перемена выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека. 6.Поиск удовольствий, разнообразия. 7.Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились: 8.Массовость. 9.Доступность. 10.Стандартизация форм, досуга. 11.Бескорыстие (Дюмазадье подчёркивает отсутствие утилитарной цели). Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социального критерия качества жизни. Появление форм элитарного досуга обострило несоответствие индивидуальных досуговых потребностей и возможных доступных способов их реализации для трудящихся. Интегративной характеристикой досуговой деятельности, в отличие от необходимых трудовых и учебных занятий, является культурная составляющая, направленная на развитие личности. В ней диалектически содержатся все остальные признаки. Содержание досуга рассматривается как определенным образом упорядоченная совокупность видов деятельности, а разграничение определяет их сущностную характеристику. Своеобразие модели досугового поведения состоит в том, что объект досуговой деятельности одновременно выступает и ее субъектом. Это проявляется в постановке субъектом перед собой очередных задач и определения путей их осуществления. Таким образом, определяющей характеристикой эффективности досуговой деятельности является самовоспитание. Досуг как деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и в свободное время (используемое и для релаксации), должно быть направлено на социальные достижения или развитие личности, что подчеркивается большинством исследователей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 347. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |