Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гарантии государственных и субфедеральных займов в РФ




Для защиты инвесторов и эмитентов от риска для займов разрабатываются определенные гарантии (обеспечение). Подавляющее большинство займов гарантируются общим покрытием (бюджетом и имуществом эмитента). Сегодня наиболее эффективным является смешанный способ покрытия: в комбинации с гарантиями третьих лиц (банков, предприятий, страховщиков). Вышеперечисленные меры дают инвесторам дополнительные гарантии. Но помимо этого, эмитент занимается и самострахованием, для чего исполнительные органы власти создают из части привлеченных средств гарантийный фонд. Его средства направляются в высоконадежные финансовые инструменты, например ГКО. Кроме того, если администрацией размещаются купонные ценные бумаги, то проценты по ним выплачиваются именно из средств фонда. Анализ показывает, что система гарантий выполнения обязательств по займам может включать следующие виды активов и имущественных прав: Средства /отдельные статьи бюджета и внебюджетных фондов. Несмотря на то, что практически все бюджеты субъектов РФ дефицитны, органы власти на местах довольно часто прибегают к бюджету как исключительной или дополнительной гарантии выполнения обязательств по займу. При этом формулировка такой гарантии нередко выглядит односложно и без каких-либо количественных характеристик. В отдельных случаях пункт о гарантиях вообще отсутствует. От того как решается вопрос о гарантиях зависит надежность и устойчивость займов. Имущество/или имущественное право эмитента. При эмиссии облигаций общего покрытия в качестве гарантии платежа наряду с бюджетом фигурирует имущество, находящееся в собственности органов власти данного уровня. В этом качестве можно использовать различные имущественные активы и права, например: недвижимость, но инвесторы не склонны рассматривать ее залог в качестве надежной и достаточной гарантии займа. Это объясняется проблемами, связанными с оперативной реализацией залога, и с самим характером недвижимости, находящейся в собственности исполнительных органов власти субъекта РФ. Имущество, используемое в качестве обеспечения залога, должно быть конкретным, его стоимость должна быть больше размера эмиссии займа; земельные участки; товарно-сырьевые активы (так займ Республики Саха обеспечен золотом); объекты приватизации; право на использование облигаций в качестве залога при участие в конкурсах по приватизации объектов государственной собственности; активы, приобретенные или созданные на средства займа. Резервные (страховые, выкупные) фонды. Они создаются c целью повышения устойчивости облигаций и обеспечения дополнительных гарантий погашения по займам. Они формируются путем размещения части привлеченных средств в ликвидные и высоконадежные финансовые активы. Размер их определяется характером займов. Гарантии третьих лиц. В большинстве случаев ими выступают сами эмитенты - органы исполнительной власти субъектов РФ. Гарантии третьих лиц подразделяются на: гарантии предприятий и организаций (небанковских учреждений), В последнее время все большее число эмитентов практикует комбинированные гарантии, повышающие в глазах инвесторов качество и надежность облигаций

Основные участники

Как правило, текущее состояние эмитента (например, отсутствие рыночной кредитной истории) и рыночная практика (инвесторы предпочитают в качестве участников/организаторов облигационного займа видеть известные, имеющие соответствующий опыт компании) вынуждает эмитента привлекать следующих лиц: Андеррайтер- профессиональный участник рынка ценных бумаг, в основные функции которого входит обеспечение размещения облигаций эмитента, то есть поиск инвесторов. В качестве андеррайтеров как правило выступают банки и инвестиционные компании, то есть организации, имеющие хорошую и состоятельную клиентскую базу. Андеррайтеры от имени, по поручению и за счёт эмитента осуществляют продажу облигаций выпуска, за что получают комиссионные/вознаграждение от общества - эмитента. Размер вознаграждения андеррайтера устанавливается в договоре, который заключают стороны (эмитент и андеррайтер) между собой, и который, как правило, составляет определенный процент от объема размещенных андеррайтером облигаций. Для исполнения обязательств по выпущенным облигациям эмитент может также привлечь платёжного агента (банковскую структуру, которая возложит на себя обязательства по переводу денежных средств, необходимых для выплаты купонного дохода и погашения облигаций, на указанные инвесторами банковские счёта). Функция платёжного агента - техническая: эмитент в установленные даты переводит необходимый объём денежных средств на свой счёт, открытый в банке - платёжном агенте, а банк, в свою очередь, по поручению эмитента в установленный срок исполнения обязательств по облигациям выпуска переводит денежные средства на счета владельцев облигаций. В качестве платёжного агента может выступать один из андеррайтеров (если это банк). Исключением является размещение ценных бумаг на бирже - при каждой бирже свой платёжный агент. Организатор торговли - лицензированная ФСФР России биржа. На бирже может происходить как первичное размещение облигаций, так и их вторичная торговля. Следует обратить внимание, что широко афишируемое преимущество облигационного займа (налоговая поблажка) - отнесение процентных выплат по облигационному займу на себестоимость продукции/услуг компании, действует только в отношении выпусков облигаций, обращающихся на бирже. Если андеррайтер не хочет по каким-либо причинам брать на себя все обязанности, связанные с юридической стороной облигационного займа (оформление эмиссионных документов (решения о размещении облигаций, решения о выпуске ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и т.п.), сопровождение государственной регистрации данного выпуска в уполномоченном государственном органе и т.п.) эмитенту необходимо привлечь юридического консультанта или финансового консультанта, который возложит на себя эти обязанности. Проанализировать практику в вопросе совмещения функций андеррайтера и юридического консультанта сложно. В среднем 50 % на 50 %. Оформление документов - функция техническая, но ответственная (допущенные в документах ошибки могут иметь серьёзные последствия как для эмитента так и для андеррайтера) и времязатратная, поэтому андеррайтеры предпочитают привлекать специализирующиеся консалтинговые компании и согласовывать с ними эмиссионные документы. Реестродержатель или депозитарий, то есть организация, осуществляющая учёт прав по выпущенным облигациям. Если Облигации выпускаются в бездокументарной форме - то реестр владельцев таких облигаций будет вести независимый регистратор, или лицо, ответственное за ведение реестра именных ценных бумаг в обществе (если независимого регистратора нет). Если выпуск оформлен в документарной форме, то эмитент как правило, предпочитает оформлять весь выпуск одним сертификатом и депонировать его у депозитария (очень редко сертификаты выдаются на руки владельцам, чтобы избегать неприятностей с подделкой и чтобы на отчётные даты иметь представление о структуре владельцев облигаций эмитента).

 

24.Классификации государственных и субфедеральных займов в РФ

Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков: 1 по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти; 2 по обращению на рынке – рыночные , которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев; 3 по валюте заимствований - внутренние и внешние; 4 в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше); 5 по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом; 6 по обеспеченности – закладные и беззакладные ; 7 по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные , процентные, беспроигрышные; 8 и др. признакам. Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти).Кроме того, существенным отличием местных ценных бумаг от субфедеральных является то, что эмитент последних может выходить на внешний рынок. т. е. выпускать еврооблигации. Займы по целям заимствования делятся на: целевые, ориентированные на инвестиционный сектор экономики; нецелевые, ориентированные на финансовый (фиктивный) сектор; По характеру решаемых задач эмитируемые в России займы подразделяются на три группы, и при принятии решения о выпуске ценных бумаг эмитенты ставят соответствующие следующие задачи: инвестиционные - для финансирования инвестиционных проектов: жилищного строительства и развития местной промышленности, производства, транспортной и социальной сферы; социальные - для финансирования мероприятий и программ в социальной сфере: защита сбережений населения от инфляции; финансирование социальных программ; создание новых рабочих мест; решение экологических проблем; бюджетные - для текущего обслуживания местного бюджета: финансирование текущих расходов бюджета; сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей в бюджет; погашение задолженности местного бюджета перед предприятиями; решение проблемы взаимозачетов; снижение задолженности перед бюджетом по налогам. По сроку обращения субфедеральные займы представлены: краткосрочными выпусками (до 1 года), на их долю приходится 21 %; среднесрочными выпусками (1-5 лет), на их долю приходится 64 %; долгосрочными выпусками (5-30 лет), которые не получили широкого распространения из-за высокого уровня инфляции, на их долю приходится 15 % /37,№ 5, с. 46/. В зависимости от модели займа выделяют: жилищные займы; телефонные займы; арбитражные займы; ГКО-подобные займы; “сельские” облигации или агрооблигации; инвестиционно-промышленные займы; социально-экономические займы. В зависимости от характера обеспечениязаймы делятся на следующие виды: облигации общего покрытия (общего займа) - обеспечиваются средствами бюджета/отдельными его статьями и имуществом/частью имущества, находящегося в собственности эмитента; доходные облигации - обеспечиваются доходами/имуществом от реализации конкретных инвестиционных проектов, профинансированных за счет средств от выпуска облигаций; обеспечением по облигациям смешанного (“двойного”) покрытия выступают смешанные активы в комбинации с гарантиями третьих лиц. По видам займы представляют собой: облигации (69 выпусков из 91) со сроком погашения более года /37, № 5, с.46/. КДО или краткосрочные долговые обязательства (19) эмитируются на срок до года, не преследуют инвестиционных целей и предназначены для финансирования текущих расходов. В свою очередь они подразделяются на: долговые обязательства по типу ГКО, т. е. дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме. По источникам получения доходов и обслуживания долга займы подразделяются на: имущественно-доходные, выпускаемые под конкретный самоокупаемый доходный проект и погашаемые доходами от его реализации; финансовые (депозитно-арбитражные), основным источником дохода в этом случае являются доходы от размещения средств займа на банковских депозитах и от операций с другими высокодоходными финансовыми инструментами (арбитражные операции); бюджетные (бюджетно-налоговые), обслуживаемые за счет налоговых поступлений в бюджет. Часто в стремлении расширить доходную базу займов эмитенты прибегают к комбинированию различных источников получения доходов - комбинированным займам. aj) По форме выплате дохода (погашение облигации) выделяют: займы с денежной формой погашения; займы с натуральной (неденежной) формой погашения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...