Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ затрат на рубль произведенных товаров




З на 1 руб товарной продукции — относительный показатель, характеризующий долю себестоимости в составе оптовой цены продукции, один из показателей эффективности производства; представляет собой отношение полной себестоимости товарной продукции предприятия к стоимости ее в оптовых ценах (без налога с оборота).
Если товарная продукция предприятия, например, составила 110 млн руб., а ее полная себестоимость — 98 млн руб., то показатель затрат на рубль товарной продукции равен 89,1 коп. (98:110), а прибыль —10,9 коп.
Снижение затрат на рубль товарной продукции достигается повышением производительности труда и качества продукции, улучшением использования производственных ресурсов, опережающим ростом товарной продукции по сравнению с затратами.
В ряде отраслей промышленности затраты на рубль товарной продукции являются фондообразующим показателем: при снижении его по сравнению с предельным уровнем прошлого года на 1 % отчисления в фонд материального поощрения увеличиваются на 5 %.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произ. товаров оказывают 4 важнейших фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

- изменение структуры произведенных товаров;

- изменение уровня затрат на производство отдельных товаров;

- изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;

- изменение оптовых цен на произведенные товары.

Вычисляется по следующей формуле:

где: F – затраты на 1 рубль товарной продукции;i – вид продукции; – количество продукции i-го вида; ; – себестоимость продукции i-го вида; – цена продукции i-го вида.

Затраты на 1 рубль товарной продукции – это универсальный показатель, который:

1. имеет комплексный характер (может быть рассчитан как на единицу продукции, так и на весь состав);

2. имеет сквозной характер (может быть рассчитан на любом уровне предприятия);

3. показывает связь между себестоимостью и прибылью (с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой – уровень рентабельности и прибыльности продукции).

Задачами анализа затрат на 1 рубль товарной продукции являются:

1. определение обшего отклонения по затратам на каждый вид продукции:

где: - общее отклонение i-го вида продукции; - затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по факту; - затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по плану.

2. факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель.

Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов:

- изменение структуры ассортимента продукции. Уровень затрат не одинаков по отдельным видам продукции, поэтому изменение удельного веса отдельных наименований в общем объеме приводит к изменению затрат на рубль продукции в целом по предприятию;

- изменение уровня себестоимости. Уменьшение затрат на рубль продукции при соблюдении режима экономии приводит к снижению себестоимости, и наоборот;

- изменение цен на сырье и материалы. Если цены растут, то увеличиваются и затраты;

- изменение отпускных цен на продукцию. Влияние вышеперечисленных факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок по данным об издержках на производство и реализацию продукции и по данным о выпуске товарной продукции.

Влияние структурных сдвигов в составе продукции определяется по следующей формуле (сравниваются строки 8 и 7 табл.2.1):

Влияние изменения уровня затрат на производство отдельных изделий в составе продукции определяют по формуле (разница строк 10 и 8 табл.2.1):

Полученное изменение себестоимости за счет этого фактора — это чистая экономия, достигнутая в результате снижения затрат материальных ресурсов, использования более прогрессивной техники и технологии, роста производительности труда.

Выделить влияние изменения цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы можно, воспользовавшись формулой

Увеличение в среднем цен и тарифов на ресурсы приводит к увеличению показателя затрат на рубль товарной продукции.

Влияние последнего фактора — изменения оптовых цен на продукцию определяется сравнение строк 9 и 11, т. е. по формуле

Условные обозначения:
q -- количество изделий;S -- себестоимость единицы изделия; C -- оптовая цена единицы изделия;S'ф -- фактическая себестоимость единицы изделия, скорректированная на изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...