Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценки социально-психологического статуса семей




Из 25 исследованных семей только семь семей (28%) были отнесены к группе «оптимальная». По факторам социально-психологической характеристики здесь были следующие показатели: высшее и среднее образование у родителей, высо­кий и удовлетворительный культурный уровень, хорошие материально-бытовые условия, благоприятные отношения в семье, наличие таких вредных привычек у родителей, как курение. По состоянию здоровья у данных семей отмечены опти­мальные показатели.

Наиболее многочисленной оказалась группа семей, оценка социальных фак­торов которых соответствовала наименованию «удовлетворительная». Из 25 ис­следованных семей таких оказалось 14, что составило 56%. Среди неудовлетвори­тельных показателей этой группы были жилищные условия, общий культурный уровень, особенности взаимоотношений в семье.

Оценкой «неудовлетворительная» были отмечены четыре семьи (16%). Среди негативных показателей чаще других выступали: неблагоприятный психологиче­ский климат в семье и наличие вредных привычек у родителей (злоупотребление алкоголем).

Результаты исследования родительской мотивации

Разная степень готовности к сотрудничеству с коррекционным учреждением соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий. Мы дифференцировали их по числу набранных баллов: высокий уровень —• 12 баллов, средний уровень — 7 баллов, низкий уровень — 5 баллов.

Родители с высоким уровнем мотивации характеризовались следующими ка­чественными показателями: адекватно воспринимали состояние ребенка, были готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимали его важность и необходимость; проявляли

110

инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушива­лись к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми. Из общего числа исследуемых семей такие родители составили самую малочисленную груп­пу — четыре семьи (16%).

Родители со средним уровнем мотивации также адекватно воспринимали со­стояние ребенка, не отрицали необходимости"сотрудничества с дошкольным уч­реждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашались со всеми доводами педагогов, но мотивировали свою пассивность недостатком вре­мени. Таких родителей было наибольшее число — 12 семей (48%).

Довольно многочисленной была группа родителей с низким уровнем мотива­ции — девять семей (36%). При этом некоторые качественные отличия в характе­ристике этой группы родителей позволили выделить два типа низкого уровня ро­дительской мотивации.

Первый тип — отсутствует адекватная оценка родителями состояния своего ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошколь­ным учреждением проявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались (пять семей — 55% от общего числа родителей этой группы).

Второй тип — при адекватной оценке родителями состояния своего ребенка необходимость и возможность сотрудничества отрицались вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия к своему ребенку, которую считают единственно верной; к этому же типу относятся семьи, в кото­рых доминирующая роль в воспитании ребенка принадлежала бабушкам (четыре семьи — 45% от общего числа родителей этой группы).

Вариативность позиций в соотношении социального статуса и уровня родительской мотивации

Анализ социально-психологической характеристики семей и уровней роди­тельской мотивации выявил разные варианты соотношения социального статуса и родительской мотивации.

Среди семи социально и психологически благополучных семей одна семья ха­рактеризовалась высоким уровнем родительской мотивации: родители адекватно воспринимали состояние ребенка, проявляли инициативу в плане сотрудниче­ства с дошкольным учреждением, прислушивались к советам и рекомендациям и применяли их в общении с детьми.

К среднему уровню родительской мотивации были отнесены шесть семей. Высокий образовательный уровень родителей, материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия, здоровый психологический климат в семье сочета­ются здесь с пассивной позицией родителей в отношении сотрудничества с до­школьным учреждением. Недостаточная мотивация обосновывается отсутстви­ем свободного времени.

Неоднородной в оценке мотивации оказалась группа семей с удовлетворитель­ным социальным статусом. Из 14 таких семей 3 (21%) показали высокий уровень

111

родительской мотивации, шесть семей (43%) — средний и пять семей (36%) — низкий, который характеризовался адекватной оценкой родителей состояния сво­его ребенка при отрицании необходимости и возможности сотрудничества с до­школьным учреждением вследствие устоявшейся позиции в отношении средств воспитательного воздействия на ребенка, которую они считают единственно вер­ной. Наличие таких качественных показателей соответствует второму типу низ­кой мотивации, согласно выделенным нами уровням.

Все четыре социально неблагополучные семьи были отнесены к группе семей с низким уровнем родительской мотивации. Качественные отличия позволили отнести эту группу к одному типу низкой мотивации, когда отсутствовала адек­ватная оценка родителями состояния своего ребенка, пассивная внутренняя по­зиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявлялась в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимались.

Итак, анализ социальной характеристики семей и уровня готовности родите­лей к полноценному сотрудничеству с дошкольным коррекционно-образователь-ным учреждением выявил вариативность позиций в соотношении социального статуса и родительской мотивации. Отмечается отсутствие закономерной взаи­мосвязи между социальным статусом и уровнем готовности родителей к сотруд­ничеству в семьях с оптимальной и удовлетворительной характеристикой, а так­же закономерная связь между неудовлетворительным социальным статусом се­мьи и низким уровнем мотивации.

Наиболее продуктивное взаимодействие в процессе коррекционной работы отмечено в семьях с удовлетворительной оценкойсоциального статуса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...