Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Консультативно-рекомендательная работа




Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педаго­гическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-пе­дагогические обследования.

На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефекто-лога, врача-психоневролога, психолога родители получают ответы на интересую­щие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического раз­вития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка.

В ходе первичного приема специалисту-дефектологу следует обратить свое внимание на позицию матери по отношению к ребенку и особенностям его раз­вития (Солнцева Л. И.,ХорошС. М., 1983), на реакцию родителей на детские дей­ствия (указания, поддержка, безучастность и др.). Кроме того, нужно учитывать состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей реше­ния проблем). Это важно, так как в разных случаях от специалиста требуется по-разному построенная беседа:

• это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие типа: «Я знаю, это тяжело» и т. д., а также расположение родителей к себе;

• возможно, родители нуждаются в получении точной информации о на­рушении, объяснении нормальности такого своего состояния;

• или же для них становится необходимым совместное составление плана дальнейших действий и т. д.

Положительным результатом первичной психолого-медико-педагогической консультации считается такой, когда родители, прислушавшись к рекомендаци­ям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.

При повторных посещениях консультации семьей различные специалисты про­слеживают динамику психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных при первичном посещении рекомендаций. При необходимости вно­сятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.

Лекционно-просветительская работа

В ходе коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лек­ционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первой лекции им пред­лагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны родителям, а также предлагается дополнить теми вопросами, которые не пред­ставлены, но важны для них, то есть о чем им хотелось бы узнать.

132

 

По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященных ме­дицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаются со­ответствующие специалисты.

В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомят­ся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной пробле­мы. Лекции проводятся один раз в месяц. Посещая их, родители не только приоб­ретают знания, данные в определенной системе, но и, знакомясь друг с другом, видят, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придает родителям уверенности, снимает напряжение (что они оди­ноки, никто их понять не сможет и т. д.). Кроме того, слушая вопросы других, мно­гие начинают осознавать свои проблемы и уже стараются задавать вопросы сами, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

Практические занятия для родителей

На практических занятиях родители получают знания и навыки по формиро­ванию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т. д.

Как показал эксперимент, наиболее удобной формой работы с родителями яв­ляются комбинированные занятия — лекция на определенную тему, затем практи­ческое занятие, проводящиеся один раз в месяц, длительностью до полутора часов.

Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным. Напри­мер, по окончании лекции «Игрушки. Роль, виды, назначение. Критерии оценки игрушки при покупке» родителям предлагается изготовить на заданную тему ка­кую-либо игрушку. По окончании работы родители рассматривают поделки друг друга, видя, как можно по-другому сделать игрушку на эту же тему. Или после лекции «Игра. Роль, этапы формирования, виды, организация игры в домашних условиях» родителям предлагается организовать и провести какую-либо игру, в ка­честве партнеров выступают другие родители и т. д.

Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Ро­дители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают, что другие также прошли через подобное состояние. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, где оформить инвалидность ребенка, какие документы при этом необходимы и т. д.), а также очерчивают круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.

В подготовке и проведении бесед и «круглых столов» желательно участие пси­холога, который поможет рассадить родителей определенным образом, направит беседу в нужное русло, поддержит в беседе нерешительных родителей и т. д.

133

Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят лич­ностный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейные про­блемы, предлагает варианты разрешения некоторых из них. Как правило, подоб­ные встречи родителям необходимы и с психологом.

Два раза в году проводятся детские утренники (Новый год и Мамин празд­ник). В их подготовке и проведении участвуют специалисты, музыкальный руко­водитель, а также сами родители. Такие праздники важны и в ходе коррекцион-но-педагогического процесса, так как родители могут увидеть результаты своего труда, порадоваться за малыша (праздники проводятся в атмосфере радости и доброжелательности, доставляют детям огромную радость).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...